Президент России Владимир Путин в ходе саммита ШОС сформулировал весьма жесткие условия формата переговоров по Украине: обращаться напрямую к Верховной раде «в условиях узурпации власти правящей верхушкой» бессмысленно, Россия не может согласиться на прекращение огня в конфликте с Украиной, поскольку не уверена в ответных действиях со стороны Киева, возможности заключения договоренностей по Украине через посредников нет.
Член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Богдан Безпалько отмечает в этой связи, что «возможность вести переговоры по Украине существует только с Западом, с Вашингтоном или с Брюсселем, или с ними обоими. В этом случае Киев, как подчиненный объект, будет вынужден выполнять те условия, которые навяжет ему Запад. То есть, по сути, Владимир Путин в Астане подтвердил, что еще не сложились условия для переговоров. Переговариваться с Киевом смысла не имеет никакого, прекращать в одностороннем порядке наступление и боевые действия не имеет смысла, на это нам не ответят ничем адекватным. А по отношению к России выставляют абсолютно неприемлемые условия – контрибуцию на триллионы долларов, полный вывод войск из всех освобожденных областей и, судя по всему, сохранение санкций. Так что действительно сейчас смысла вести переговоры не имеет ни с Радой, ни с Зеленским, ни с кем-либо вообще на Украине. Переговоры имеет смысл вести с Западом, с президентом США, с кем-то, кто как-то в этом отношении будет контролировать политику всего консолидированного Запада, который воюет против России с помощью Украины. Очевидно, что этот вопрос будет возникать после выборов в США, которые состоятся осенью текущего года».
По мнению эксперта, «теоретически переговоры могут быть успешными без прекращения огня, если, допустим, американцы посчитают, что продолжение конфликта для Запада не выгодно, и предложат приемлемое условие прекращения боевых действия и конфликта в целом. Тогда действительно за какое-то время можно будет согласовать модальность этих переговоров, и после подписания документов прекратить огонь. Но линия боевого соприкосновения может уже существенно сместиться к январю 2025 года, точнее к весне 2025 года на Запад, и тогда переговорные позиции у России будут другими, и об этом Владимир Путин честно предупредил в своем обращении перед началом швейцарского саммита».