
Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
Проблемы мировой экономики доминировали в программе XVI саммита БРИКС в Казани.
Президент России Владимир Путин, открыв работу сессии, начал свое выступлении с характеристики ситуации в мировом хозяйстве: «Мировая торговля и в целом глобальная экономика – мы сейчас только что констатировали это в узком составе – претерпевают существенные изменения. В позитиве то, что центр деловой активности постепенно смещается в сторону развивающихся рынков. Формируется многополярная модель, которая запускает новую волну роста, в первую очередь за счёт стран Глобального Юга и Востока – и, естественно, государств БРИКС. Доля стран БРИКС по паритету покупательной способности по итогам 2024 года и вовсе составит 36,7 процента, что уверенно превышает долю стран «Группы семи» – эта доля была 30 процентов по итогам 2023 года, в 2024 году составит чуть повыше.
Тенденция к сохранению лидирующих позиций БРИКС в мировой экономике, как представляется, будет укрепляться, прежде всего в силу таких объективных факторов, как рост населения, накопление капитала, урбанизация и увеличение производительности труда, сопровождаемая технологическими инновациями».
Владимир Путин заявил о партнерской необходимости кратно нарастить объемы капиталовложений и активизировать сотрудничество в сфере технологий, эффективного освоения ресурсов, торговли и логистики, финансах и страховании. Что позволит в максимальной степени реализовать потенциал растущих экономик, воспользоваться моментом новой волны глобального экономического роста.
В этой связи российский лидер предложил создать новую инвестиционную платформу БРИКС, которая стала бы «мощным инструментом поддержки наших национальных экономик, а также обеспечила финансовыми ресурсами страны Глобального Юга и Востока».
Президент России также подчеркнул «неоспоримость» вклада стран БРИКС в обеспечение глобальной энергетической безопасности. «Нужно и далее сообща продвигать сбалансированные подходы к вопросам, связанным с переходом мировой экономики на низкоэмиссионные модели развития, и всячески противодействовать попыткам использовать климатическую повестку для устранения конкурентов с рынка, особенно это касается развивающихся рынков», - подытожил Путин.
Следом в Казани состоялось пленарное заседание саммита БРИКС в формате «БРИКС плюс/аутрич», на котором присутствовали представители почти четырех десятков государств. Президент России в ходе этой сессии пригласил заинтересованные страны к развитию транспортного коридора «Север-Юг» («Север – Юг» — международный коридор, который пролегает от морского порта Санкт-Петербурга до порта Мумбая и включает акваторию Волги) и Северного морского пути.
Традиционно много внимания на форуме было уделено развитию товарооборота между странами объединения – с расширением использование национальных валют, чтобы «освободиться» от чрезмерной долларовой зависимости. Партнеры пожурили «вездесущность» доллара, но аккуратно. Поэтому здесь «мимо цели» – недавняя контекстная публикация в британском еженедельнике The Economist – «План Путина победить доллар». В статье журнал «предвидел» предложение Путина лидерам БРИКС построить новую глобальную финансово-платежную систему BRICS Bridge, которую якобы могут создать в течение года путем заимствования концепции из проекта mBridge, частично управляемого Банком международных расчетов (БМР), который считается «бастионом западного порядка».
Саммит БРИКС уточнил ряд стратегических траекторий внутриблокового взаимодействия, включая развитие нефтегазовой кооперации между участниками объединения. Правда, каких-либо оперативных прорывов на энергетическом треке не зафиксировано. Скажем, интрига с ролью Саудовской Аравии в партнерстве разрешилась без сенсации: страна находится в объединении БРИКС в статусе приглашенной страны. Об этом 25 октября заявил замглавы МИД РФ Сергей Рябков. «Саудовская Аравия принимает участие в мероприятиях БРИКС; мы ценим уровень и формат, и характер участия саудовской делегации в саммите в Казани», – пояснил он.