Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров прибыл с рабочим визитом в Иран. Ранее Лавров посетил Турцию, где провел переговоры с турецким коллегой Хаканом Фиданом, а также был принят президентом республики Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Главы внешнеполитических ведомств России и Ирана предметно обсудили двустороннюю повестку дня российско-иранских отношений, которые официально вышли на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства.
Состоялся обмен мнениями по ряду актуальных международных вопросов, включая обстановку в Сирии, Закавказье, Афганистане, Йемене, зоне Персидского залива, ближневосточное урегулирование, каспийскую проблематику и ситуацию вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе.
Старший научный сотрудник Центра Ближнего и Среднего Востока института Востоковедения РАН Ирина Федорова отмечает, что «ситуация в российско-американских отношениях если не изменилась, то вполне реально может измениться, и поэтому конечно у Ирана возникает какое-то беспокойство по этому поводу. Как, если изменяться отношения России с США, будут развиваться российско-иранские отношения. Поэтому срочный визит Сергея Лаврова как раз и направлен на то, чтобы успокоить иранскую сторону, на то, чтобы подчеркнуть, что российско-иранские отношения развиваются согласно тем договоренностям, которые были ранее достигнуты и никогда ни в каких случаях Россия не отказывается от тех договоренностей, которые у нее были. Это первый момент. Кроме того, мы понимаем, что ситуация с теми действиями и заявлениями, которые делает президент Трамп по Сирии и Газе может меняться. Естественно, это тоже вызывает беспокойство Ирана. Поэтому и на этом направлении Россия должна согласовать свою позицию с Ираном и по урегулированию общей ситуации на Ближнем Востоке и по поводу того, как будут развиваться отношения России и Ирана с новой сирийской властью. Поэтому эта напряженная и пока еще не стабильная ситуация на Ближнем Востоке также диктует необходимость согласования и сверки часов по этим вопросам».
По словам эксперта, «что касается ситуации вокруг иранской ядерной программы, то Россия будет поддерживать усилия Ирана и усилия европейских стран по достижению нового соглашения, потому, что никакой реанимации старого не будет. И тут важно, чтобы интересы Ирана должны быть соблюдены полностью. Это право Ирана на развитие мирного атома, и это не должно сопровождаться уступками Ирана по его политике на Ближнем и Среднем Востоке. Поэтому Россия может здесь сыграть свою роль, и она не будет настаивать на давлении на Иран. Россия будет выступать за то, чтобы интересы Ирана в рамках тех международных договоров, которые Иран подписал, были соблюдены. Это, прежде всего, договор ДНЯО о нераспространении ядерного оружия».