Москва
9 июня 2025 / 22:29
Москва
9 июня 2025 / 22:29
Котировки
USD
09/06
79.1703
0.0000
EUR
09/06
90.3954
0.0000
Экономика
Проект «СПГ Аляски» пока фантом
Дороговизна американского проекта отпугивает инвесторов
9 июня 2025 / 11:15
Проект «СПГ Аляски» пока фантом

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

По мере активизации торговых переговоров между Японией и США возможность импорта Японией сжиженного природного газа (СПГ) с Аляски стала одной из главных тем для обсуждения двусторонних экономических проблем.

Президент США Дональд Трамп рассчитывает на участие Японии и других азиатских стран в проекте по сжижению газа на Аляске, что позволит сократить торговый дефицит и снизит издержки американской стороны, однако крупные японские инвесторы сомневаются в рентабельности предложенного американским лидером проекта. Об этом сообщила газета Yоmiuri, ссылаясь на топ-менеджера крупной японской компании.

Речь идет о месторождении природного газа на Аляске, который планируется добыть, переработать и экспортировать. Для осуществления поставок с залежи необходимо построить трубопровод, который должен связать ее с портом на западном побережье США, откуда «голубое топливо» планируется экспортировать в Азию. Его протяженность составит 1 300 км, а инвестиции в проект могут превысить $44 млрд. Газета Asahi Shimbun пишет, что Вашингтон с большим энтузиазмом продвигает проект, который предполагает нацелен на экспорт 20 млн тонн в год в Азию начиная с 2030-х годов.

Хотя проект Аляскинского СПГ имеет логистические и геополитические преимущества для Японии, остаются серьезные вопросы относительно его экономической целесообразности.

После саммита с премьер-министром Японии Сигэру Исибой в феврале Дональд Трамп заявил, что две страны обсуждают совместный проект по разработке газового месторождения на Аляске. Инициатива соответствует стремлениям США сократить торговый дефицит за счет увеличения экспорта энергоносителей.

Уже в апреле глава Минфина США Скотт Бессент сообщил американским СМИ, что Япония, Южная Корея и Тайвань, как ожидается, станут ключевыми покупателями и инвесторами в аляскинский СПГ, что, возможно, компенсирует необходимость введения тарифов.

В свою очередь Япония, стремясь ослабить тарифное давление со стороны Трампа, аккуратно использовала импорт СПГ в качестве разменной монеты в продолжающихся двусторонних переговорах. Высокопоставленный чиновник японской делегации заявил: «Если проект имеет экономический смысл, мы открыты для его импорта».

В марте Тайвань подписал предварительное соглашение с Alaska Gasline Development Corp., интерес также проявила Южная Корея, указывает Asahi Shimbun.

Однако среди японских отраслевых игроков и инвесторов сохраняются сомнения и пессимизм относительно проекта. Камнем преткновения, безусловно, является колоссальный масштаб проекта как по протяженности, так и по капиталоемкости.

Председатель Японской газовой ассоциации и председатель Tokyo Gas Co. Такаси Учида считает, что заявленная стоимость Аляскинского СПГ вдвое выше свойственных нише усредненных оценок. В свою очередь исполнительный вице-президент токийской нефтегазовой группы Inpex Дайсукэ Ямада отметил: «Частным компаниям будет крайне сложно сделать это коммерчески жизнеспособным».

Проект существует уже несколько десятилетий, но его реализация неоднократно приостанавливалась как раз из-за огромной стоимости.

Asahi Shimbun напомнило, что что Аляска имеет историческое значение для энергетического сектора Японии: именно отсюда в 1969 году в страну поступил первый импорт СПГ. В 2017 году компания Tokyo Gas объявила, что рассматривает возможность закупок газа из Аляскинского газового проекта, однако с тех пор прогресс замедлился. На пресс-конференции в начале текущего года Таку Минами, управляющий директор компании, сказал лишь: «Мы следим за ней как за потенциальным источником поставок».

Корпорация Mitsubishi, которая обеспечила первый импорт СПГ в Японию с Аляски, также переключилась на другие направления. Президент Mitsubishi Кацуя Наканиси заявил, что компания сосредоточится на завершении своего проекта LNG Canada, прежде чем приступить к реализации новых проектов.

Тем не менее, если абстрагироваться непосредственно от финансовых проблем, то Аляска по-прежнему сохраняет логистическое преимущество: скажем, СПГ можно доставить из США в Японию всего за неделю — быстрее, чем с Ближнего Востока или из Мексиканского залива, что снижает транспортные расходы.

Диверсификация источников поставок Японии также нивелирует геополитический риск. В настоящее время Австралия поставляет 38% импорта СПГ в Японию, за ней следует Малайзия (15%) и США (10%). Увеличение импорта США может повысить энергетическую безопасность островного государства.

По данным поддерживаемой государством Японской организации по безопасности металлов и энергетики, многие другие проекты по производству СПГ в США, особенно в Мексиканском заливе, приближаются к принятию окончательных инвестиционных решений. Ряд экспертов считает, что перспектива успеха сбыта «большого газа» Аляски зависит от способности акционеров этого проекта предлагать конкурентоспособные цены на партии СПГ по сравнению с вышеуказанными альтернативами. По которым, кстати, есть динамика. Скажем, 5 июня компания Venture Global начала работы на площадке своего нового завода по сжижению природного газа — CP2 LNG (в июне было получено последнее одобрение Федеральной комиссии по регулированию энергетики/FERC).

Ожидается, что проект начнет поставки СПГ на рынок с 2027 года. Его мощность составит не менее 20 млн тонн в год, пиковая мощность заявляется на уровне 28 млн т/г.  Недавно проект привлек финансирование на $3 млрд. Venture Global имеет амбиции стать крупнейшим производителем СПГ в США, обогнав текущего лидера — Cheniere.

В нынешней ситуации Аляскинский СПГ — фантомный проект. Заявленный срок начала добычи — 2031 год — излишне оптимистичный. Кроме того, по версии японской стороны, из-за инфляции стоимость проекта может превысить $70 млрд.  Так что шансы на повышение статуса перспективности проекта мизерны.   

Здесь вопрос еще и в том, что неизвестно, как поведет себя глобальный рынок СПГ, даже на краткосрочном отрезке. Согласно отчету Международной группы импортеров сжиженного природного газа (GIIGNL), несмотря на то, что устойчивые долгосрочные прогнозы по спросу на СПГ остаются сильными, краткосрочные и среднесрочные перспективы спроса становится все труднее определить из-за нестабильного ценообразования, геополитической неопределенности и неоднородности экономического восстановления на ключевых азиатских рынках. В обзоре подчеркивается, что хотя объем мирового импорта СПГ достиг 405 млн тонн в 2024 году — по сравнению с 401 млн в 2023 году — в настоящий момент рост объемов импорта постепенно замедляется.

Наконец, следует иметь в виду, что в непосредственной близости от берегов Японии и при ее содействии давно и успешно развивается проект сахалинского СПГ. Кроме того, пока заморожены сделки по российскому арктическому СПГ, но эта проблема связана с санкциями. Сам же проект готов начать отгрузки. И это не журавли Аляски, а вполне упитанные синицы Евразии.