Москва
7 декабря 2025 / 07:20
Москва
7 декабря 2025 / 07:20
Котировки
USD
07/12
76.0937
0.0000
EUR
07/12
88.7028
0.0000
28 апреля 2007 / 18:03
М.Панин
Почти истерическая реакция Запада на заявление Президента России о приостановке выполнения российской стороной Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ) вызывает не столько недоумение, сколько очередное разочарование. Разочарование от избитых штампов и упорного нежелания западных партнеров попытаться хотя бы понять аргументы и логику позиции России. В Вашингтоне и Брюсселе по-прежнему считают, что Москва ведет себя "слишком самоуверенно" и "требует слишком многого".

Сразу после выступления российского Президента генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Шеффер безапелляционно потребовал от России "разъяснений" и заявил, что слова российского лидера вызвали в рядах блока "серьезную озабоченность, разочарование и сожаление". Он также фактически обвинил Россию в посягательстве на "один из краеугольных камней европейской безопасности". В окружении натовского генсека при этом выразили мнение, что российское руководство угрозами выйти из ДОВСЕ пытается, мол, таким образом "оказать давление" на НАТО по вопросу размещения систем ПРО США в странах Восточной Европы.

Еще более остро отреагировала на выступление российского президента госсекретарь США Кондолиза Райс. Выступая на совещании министров иностранных дел стран-участниц НАТО в Осло, она заявила, что "Это условия, предусмотренные договором, и все обязаны их соблюдать". По ее мнению, опасения России, что появление ПРО в Восточной Европе нарушит равновесие сил и вызовет новую "холодную войну" – "попросту смешны".

Не отстают от политиков стран НАТО и западные журналисты. Например, в английской прессе высказывается мнение о том, что "заявление Путина ярко продемонстрировало ярость Кремля по поводу американского предложения по размещению в Европе системы ПРО". Некоторые западные аналитики выступают в СМИ с утверждениями, что таким образом российский президент просто "торгуется". Они считают, что Путин якобы рассчитывает "обменять" ПРО на ДОВСЕ. Кое-кто на Западе даже называет заявление Президента России чуть ли не манифестом "новой холодной войны", который "сигнализирует о растущей готовности России разрушить тот внешнеполитический порядок, который сложился после 1990 года" и т.д.

Между тем у любого объективного наблюдателя возникает вопрос, какую же прямую связь усматривают на Западе между проблемой ПРО и ДОВСЕ? Да, российский Президент в своем послании упомянул планы США по развертыванию систем ПРО в одном абзаце с заявлением о введении Россией моратория на выполнение ДОВСЕ. Но это же вовсе не значит, что эти темы имеют прямое отношение друг к другу. Настырное стремление Вашингтона разместить у границ России свои базы ПРО стало лишь новым поводом для Москвы вернуться к наболевшей проблеме.

На самом деле проблема ДОВСЕ поднимается российской стороной уже не первый год. Как отметил в Осло министр иностранных дел России Сергей Лавров, баланс сил в регионе давно нарушен в пользу Североатлантического альянса, а потому объявленный Россией мораторий на действия ДОВСЕ никак на нем не скажется.

Как известно, Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан в 1990 году, чтобы не допустить развертывания гигантских сухопутных армий НАТО и Варшавского договора в приграничных странах. Документ устанавливал предельную планку по личному составу и тактическим вооружениям. Однако после 1991 года ситуация кардинально изменилась, и в 1999 году в рамках саммита ОБСЕ в Стамбуле одновременно с принятием Европейской хартии безопасности был подписан адаптированный ДОВСЕ. Он строился не по блоковому, а национальному принципу. На сегодня договор ратифицировали всего четыре государства из 30 подписантов: Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан.

Ни одна страна НАТО не ратифицировала ДОВСЕ, апеллируя к четвертому пункту договора, по которому ни одно государство не может размещать свои войска в другом государстве без его согласия. НАТО требует, чтобы Россия полностью вывела свои войска из Грузии и Приднестровья. В Москве же заявляют, что соглашения с Молдавией и Грузией не имеют формального отношения к ДОВСЕ, а проблема вывода войск заключается только в сроках. К тому же страны Балтии и Словакия вообще не присоединились к договору, что создает для России угрозу с непредсказуемыми последствиями.

Сегодня Россия - единственная страна, в отношении которой действуют т.н. "фланговые ограничения" ДОВСЕ, которые она до последнего момента строго соблюдала. Почему США могут размещать на своей территории свои вооруженные силы, там где им захочется, а Россия должна ограничивать количество частей, размещенных на своем северо-западе или на беспокойном для нее юге? Именно поэтому, как заявил глава российского МИДа, сохранение договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) противоречит интересам безопасности России. Отказ стран НАТО ратифицировать адаптированный ДОВСЕ привел к тому, что "сама логика договора была обесценена, договор стал бессмысленным". "Никто из членов НАТО не исполняет этот договор, и нам не хочется выглядеть, как будто мы участвуем в театре абсурда",– отметил министр.

Официально Москва до сих пор не объявила сроки действия ультиматума по ДОВСЕ. Как заявил Владимир Путин, мораторий должен действовать "до тех пор, пока все страны НАТО не ратифицируют договор и не начнут на деле его исполнять". Информированные российские эксперты считают, что на ратификацию у стран НАТО есть год. Затем Россия выйдет из ДОВСЕ.

В этой связи Западу лучше понять, что не стоит смешивать и валить в одну тарелку "мух и котлеты" (в соответствии с одним из известных высказываний Президента России). Россия не намерена увязывать проблему ПРО со своим мораторием на выполнение положений ДОВСЕ. Хотя и не скрывает, что развертывание новых военных объектов и инфраструктуры, в т.ч. и баз ПРО (в смысле появления на Европейском театре новой военной техники, вооружения и личного состава) в соседних с Россией странах НАТО рассматривается ею в контексте ДОВСЕ.

Увы, пока что Запад никак не может смириться с тем, что Россия начинает требовать справедливости и выполнения взятых ранее на себя США и НАТО обязательств. В Вашингтоне и Брюсселе никак не могут понять, как это Россия смеет требовать от них строгого выполнения условий достигнутых договоренностей. Что ж, видимо им пора привыкать, что Россия больше не будет мириться с ущемлением своих законных интересов.