
Первый год премьерства Кира Стармера ознаменовался неуклонным упадком. Как отмечает в своей статье колумнист газеты The New York Times (NYT) Мойя Лотиан-Маклин, в Великобритании "его авторитет и уровень поддержки снизились как среди общественности, так и внутри его собственной партии".
"Происходит любопытное явление: на глазах у всей страны Стармер, похоже, теряет не только политический вес, но и свою материальную сущность. Всего через год после вступления в должность премьер-министр Великобритании буквально "исчезает" [с политической арены]", - пишет она.
При этом, продолжает Лотиан-Маклин, проблемы наблюдаются и в его деятельности на международной арене. "Там дела, несмотря на все его усилия, обстоят не намного лучше. <...> Хотя его заискивающий подход и заслужил некоторые похвалы, наблюдавшаяся в прошлом месяце сцена, где он суетился у ног президента Трампа, пытаясь подобрать бумаги, которые тот уронил, слишком ярко символизировала его подчиненную роль", - отмечает обозреватель.
Она констатирует, что в последние годы в Великобритании "с тревожной скоростью менялись премьер-министры - шесть за десятилетие". "Если раньше премьер-министры могли выдержать все, кроме самых серьезных кризисов, то теперь <...> любая оплошность может оказаться фатальной. Такая уязвимость естественным образом подрывает авторитет как внутри страны, так и за рубежом. И ослабление влияния Великобритании на мировой арене, конечно, произошло задолго до премьерства Стармера", - указывает автор.
Ранее опрос, проведенный институтом изучения общественного мнения YouGov, выявил, что рейтинг одобрения деятельности Кира Стармера на посту премьер-министра Великобритании опустился до самого низкого значения за все время наблюдений. В мае его работу положительно оценили лишь 23% граждан. Это на 5 процентных пунктов меньше по сравнению с прошлым месяцем. При этом особенно заметно было падение популярности Стармера среди поддерживающих Лейбористскую партию.
Об утрате авторитета среди лейбористов пишет и авторитетный журнал The Economist в материале, посвященном году со дня прихода лейбористов к власти.
"Первый день рождения лейбористского правительства Великобритании, приходящийся на 4 июля, будет унылым праздником без торта", - пишет издание. Оно замечает, что правящая партия в опросах общественного мнения идет позади правопопулистской партии Reform UK, а ее обещания сократить огромные очереди в государственных больницах, найти решение острой проблемы нелегальной миграции и нехватки жилья далеки от воплощения в жизнь.
Но особенно положение главы правительства, замечает The Economist, пошатнулось после восстания, произошедшего на этой неделе в его собственной партии. 49 депутатов-лейбористов проголосовали против ключевого законопроекта Стармера по сокращению социальных выплат, заставив правительство отозвать его на доработку. "Премьер-министр никогда не выглядел более слабым", - замечает издание.
The Economist признает, что политическая ситуация в стране сейчас стабильнее, чем при консерваторах, когда за несколько лет сменилось несколько премьер-министров. Журнал также отмечает усилия Стармера на международной арене - укрепление отношений с ЕС, сглаживание острых углов с администрацией президента США Дональда Трампа, поддержку Украины и вклад в укрепление НАТО.
Однако кризис в самой Великобритании лишь углубляется. Как говорится в статье, страна "застряла в самом длительном периоде экономической стагнации со времен 1930-х годов", в государственных финансах дыра, а стоимость обслуживания долга достигла самого высокого уровня с 1987 года. "В день выборов сэр Кир назвал доверие к правительству "битвой, определяющей наше время", но при лейбористах уровень доверия достиг 40-летнего минимума", - замечает The Economist.
По заключению журнала, "с большей долей вероятности положение Стармера будет продолжать ухудшаться". "Правительство, по-видимому, утратило доверие со стороны инвесторов, а репутация министра финансов [Рейчел Ривс] существенно подорвана: остается под вопросом, как долго она сможет сохранить свою должность", - говорится в статье.
Ранее источники в Лейбористской партии сообщили телеканалу Sky News, что Стармер может лишиться своей должности, если результаты местных выборов, запланированных на май 2026 года, окажутся плохими для партии.
Руководитель центра Британских исследований Института Европы РАН, ведущий научный сотрудник Елена Ананьева отмечает в этой связи, что «в британской прессе были разговоры о том, что в следующем году после местных выборов Стармера отправят в отставку. Сейчас же Стармеру в Парламенте не удалось провести свой бюджет с сокращением социальных выплат. 120 человек из фракции правящей партии лейбористов пригрозили бунтом. То есть, пригрозили проголосовать против, и это был очень серьезный скандал. Поэтому Стармер пошел на уступки, и в бюджете, который трещит по швам, остались прежние социальные выплаты. Но каков может быть механизм отставки? У лейбористской партии очень большое преимущество в Парламенте, и поэтому лейбористская партия объявлять досрочные выборы, конечно, не будет, тем более, что объявляет их премьер-министр. Так что дальше будет так, как было ранее в консервативной партии. Правящая партия остается у власти, но меняет своих лидеров. Поэтому если 15% фракции лейбористов в Парламенте поднимут вопрос о доверии Стармеру, как лидеру партии, то тогда в парламентской фракции проведут голосование за вотум доверия. Сейчас в парламентской фракции более 400 человек и 15% это где-то 50-60 человек. Поэтому недовольные могут отправить письма в Комитет «1922», с выражением недоверия и с требованием провести голосование за доверие. Тогда назначается голосование, и все члены фракции голосуют за или против. И если больше 50%, то есть 50%+1 голос выразят недоверие лидеру партии, то назначаются выборы лидера партии, который потом станет премьер-министром. Но пока они говорят, что это может произойти, если неудачно пройдут местные выборы для лейбористов в мае следующего года. Поэтому все откладывается, но в свое время и Тереза Мэй, и Борис Джонсон, выиграли вотум доверия, но все равно были настолько дискредитированы, как, впрочем, и Риши Сунак, что править было невозможно, и они вынуждены были уйти в отставку. Поэтому не все решает Парламент. Но вряд ли Стармер по своей воле захочет уйти в отставку».
При этом эксперт подчеркнула, что среди лейбористов сейчас «ярких личностей там особо нет».