
Андрей Ильяшенко, международный обозреватель
Торговая сделка США и Японии открыла новую эру в мировой торговле. И не только потому, что Трамп, выдвигая свои требования, пренебрег всеми правилами международной торговли. Но и потому, что соглашение на миллиарды долларов, от которого во многом зависит будущее экономик двух стран, - достигнуто на словах, и стороны не собираются зафиксировать его на бумаге.
Между тем подробности реализации американо-японской сделки остаются неясными, в том числе сроки вступления в силу новых тарифных ставок и запуска нового инвестиционного механизма. Это почти неизбежно приведет к разночтениям и новому обострению торговых противоречий между Токио и Вашингтоном.
Формула сделки предполагает, что США повысят импортные тарифы на японские автомобили не на 25%, которыми грозил Трамп, а лишь до 15%, что в 6 раз больше действующего тарифа в 2,5%. В обмен на такую «поблажку» Япония обязуется создать фонд для инвестиций в США на сумму 550 млрд. долларов. Причем США, как утверждает Трамп, получат 90% прибыли от инвестиций, а Япония 10%, хотя в Токио бились за то, чтобы делить поровну. Но получилось по справедливости.
Администрация Трампа рекламировала соглашение с Японией, о котором объявили 10 дней назад, как потенциальную модель для других стран. В минувшее воскресенье США и Европейский союз также договорились о сделке, согласно которой на большую часть экспорта ЕС будут распространяться 15-процентные пошлины, а ЕС обязуется инвестировать 600 миллиардов долларов в США и провести масштабные закупки американских углеводородов.
Японские деньги пойдут на развитие энергетической инфраструктуры, на производство и исследования в области полупроводников, добычу и переработку полезных ископаемых, производство фармацевтической и медицинской продукции, а также на коммерческое и оборонное судостроение.
При этом правительство Японии заявило, что не планирует создавать итоговый документ в будущем. На пресс-конференции во вторник министр по вопросам экономического возрождения Рёсэй Акадзава, возглавлявший японскую делегацию на торговых переговорах между Японией и США, заявил: «Мы хотим, чтобы снижение тарифов произошло как можно скорее, а не сосредотачиваться на создании документа о соглашении». «Если вы скажете что-то вроде: “Давайте подготовим совместный документ”, они ответят: “Мы снизим тарифы после того, как документ будет готов”», — сказал Акадзава. Чтобы не терять времени, «мы будем требовать, чтобы они как можно скорее издали указ о снижении тарифов, независимо от того, будет ли подготовлен общий документ».
Токио, который был под угрозой ввода грабительских тарифов с 1 августа, боится не только того, что процесс подготовки официального текста соглашении затянется. Опасаясь, что условия соглашения могут быть пересмотрены, особенно в части снижения тарифов на автомобили, представитель японского правительства, как пишет японская газета «Yomiuri», заявил: «Если мы будем составлять документ, нам понадобится одобрение президента Трампа. Япония также может столкнуться с новыми требованиями, и это откроет совершенно новую банку с червями».
Между тем, проблемы уже стучатся в дверь.
Токио для собственной аудитории пояснил, что эта размеры фонда представляет собой лишь «рамки», охватывающие инвестиции, кредиты и правительственные гарантии по кредитам. Акадзава, выступая по телеканалу NHK, уточнил, что «живые деньги» - прямые инвестиции в экономику США составят лишь «около 1–2 % от 550 миллиардов долларов».
Что касается пошлин на автомобили, которые являются ключевым приоритетом Японии в тарифных переговорах, то Япония настаивает на снижении пошлин с 25 % до 15 %. Однако в опубликованных Соединёнными Штатами официальных заявлениях это снижение прямо не указано.
Кроме того, США также заявили, что Япония закупит 100 самолётов Boeing, а также будет ежегодно приобретать американское оборонное оборудование на миллиарды долларов. Однако представитель японского правительства возразил: «Многие из этих закупок уже запланированы, так что новых почти нет». «Мы планируем вести их с учётом существующих планов авиакомпаний по закупкам», — заявил министр инфраструктуры, транспорта и туризма Хиромаса Накано.
При этом японские эксперты утверждают, что если Япония молча согласится на американские интерпретации договоренностей, то это приведет к трениям в будущем.
Американцы более конкретны. В интервью Fox News в среду министр финансов США Скотт Бессент сказал: «Мы будем оценивать [результаты Японии] каждый квартал, и, если президент будет недоволен, мы вернёмся к 25-процентной тарифной ставке как на автомобили, так и на другие товары».
Понятно, что и Токио, и Вашингтон очень спешили. Японскому правительству надо было показать разрядить обстановку в стране накануне выборов в верхнюю палату парламента, проходивших 20 июля. Трамп же, объявив 1 августа окончательным сроком для торговых переговоров со всем миром, стремился дать первый значимый результат и продемонстрировать собственную крутизну.
Однако все говорит за то, что Токио теоретически может манкировать договоренностями, о которых объявил Трамп, коль скоро они допускают различные толкования. Рискнет ли, другой вопрос. Но, похоже, примеру японцев последовали и в ЕС.
Financial Times пишет, что ЕС вряд ли сможет реализовать условия торговой сделки с США по закупке американские энергоносителей на 750 млрд долларов за три года. «Даже если бы Европа захотела увеличить свой импорт, я не знаю механизма, с помощью которого ЕС обращается к этим компаниям и говорит им покупать больше американской энергии. Компании несут ответственность перед своими акционерами и обязаны покупать самое дешёвое сырьё», - цитирует газета Мэтта Смита из консалтинговой компании Kpler.
В свою очередь Bild подчеркивает, что глава ЕК пообещала Трампу невыполнимые для ЕС условия по сделке о пошлинах. И, видимо, фондовые рынки обманывают себя, считая, что сделки США с Японией и ЕС вносят предсказуемость в мировую экономику, нарушенную Трампом. У него, видимо, еще много идей.
Одно радует - шоу будет продолжаться.