
Станислав Смагин, ветеран СВО, корреспондент газеты «Военный вестник Юга России»
28 июля Дональд Трамп вновь потряс мир своей политической эксцентрикой, и вновь она касалась российско-украинского урегулирования. Американский президент заявил, что сокращает срок своего ультиматума России о заключении перемирия с 50 дней до 10-12. «Итак, что я сделаю, так это то, что мы собираемся ввести вторичные санкции, если не заключим сделку [по Украине]. А мы, возможно, заключим сделку. Я не знаю. Мы заключили так много мирных соглашений».
Позже Трамп, пожаловавшись, что Путин никак не отреагировал на угрозы, повторил их: «Десять дней – и тогда мы введем пошлины и другие меры. Хотя я не знаю, повлияет ли это на Россию, потому что он [Путин], очевидно, хочет, пожалуй, продолжать войну».
Кроме того, он похвастался, что переложил на Европу значительную часть издержек в противостоянии с Россией: «Теперь Европейский союз возьмёт на себя все платежи, которые мы раньше делали. Мы ведь давали сотни миллиардов долларов. Мы дали Украине 350 миллиардов долларов. И мы — по эту сторону океана. Это ведь даже не наша война. Но через Байдена они получили 350 миллиардов. И я вот думаю: куда всё это делось? Наверное, всё ушло на оружие. А Европа дала 100 миллиардов, мы дали 350. И, по правде говоря, должно было быть наоборот. Но теперь НАТО будет оплачивать 100% стоимости всего оружия и остального. Так что НАТО будет распределять оружие и платить за него».
Очередной ультиматум хозяина Белого Дома состоялся на фоне двух других событий, касающихся отношений Вашингтона с крупнейшими геополитическими и политико-экономическими центрами силы. В Стокгольме прошли переговоры китайской и американской делегаций об очередном трехмесячном перемирии в «войне пошлин». А сам Трамп подписал с европейцами в лице Урсулы фон дер Ляйен торговое соглашение, по которому ЕС будет платить США 15% пошлины на подавляющую часть своего трансатлантического экспорта. Взамен ЕС обещал покупать американский сжиженный газ и ядерное топливо на $750 млрд, вложить $600 млрд в экономику США и закупать военную технику, чтобы не дать повода повысить пошлины до 30%. Бравада на тему переноса украинских издержек на Старый Свет в том числе отсюда.
Вероятно, именно это решение или хотя бы временная заморозка проблем в отношениях с другими контрагентами подтолкнуло Трампа ужесточить тон в адрес России. Киевский режим в понедельник провел крупномасштабную диверсию против электронной инфраструктуры «Аэрофлота», а вечером был совершен крупномасштабный налет украинских беспилотников на гражданскую инфраструктуру Донецка.
Неизвестно, правда, долго ли еще будет руководить всей этой военной и диверсионной деятельностью Зеленский – в Вашингтоне по-прежнему не исключают перезагрузку самой верхушки Банковой, в том числе на компромиссной с Британией основе. Отсюда гламурная сессия Валерия Залужного для журнала Vogue, его колонка для этого же издания и сообщение СВР об англо-американских переговорах в Альпах на тему замены Зеленского генералом.
Правда, сделки, на которых базируется усиление трамповского антироссийского нахрапа, имеют определенные трещины в фундаменте. Скажем, сделку США-ЕС раскритиковали лидеры ведущих европейских стран. Канцлер Фридрих Мерц прямо заявил, что «немецкая экономика терпит значительный ущерб от этих тарифов», добавив, кстати, что они не отвечают и американским интересам. Правда, пусть, по его словам, это «не тот результат, который хотелось бы видеть, но, похоже, лучшего добиться было невозможно в текущих условиях». Французский премьер-министр Франсуа Байру назвал сделку «черным днем для Евросоюза» и его экономическим поражением. Польский премьер Дональд Туск заявил, что европейцам радоваться нечему – хотя, как и Мерц, поспешил уточнить, что «сложное торговое соглашение лучше бессмысленной войны пошлин между союзниками».
В целом европейское ворчание выглядит как взмахи кулаками после драка, пусть оно и чревато скрытым саботажем соглашений. Впрочем, реально существующий и глубокий раскол между ЕС и США никогда не достигал того масштаба, какого бы хотелось оптимистам в нашем экспертном сообществе и политическом классе и который можно было бы использовать в украинском проблеме. Более существенно то, что стокгольмское соглашение США-Китай, не выглядит таким уж надёжным козырем против России.
Агентство Reuters со ссылкой на главу Минфина США Скотта Бессента сообщает, что на переговорах американская сторона предупредила о возможности согласно новому законопроекту в Конгрессе ввести до 500% пошлин на поставки санкционной российской нефти. «Так что, я думаю, любой, кто покупает санкционную российскую нефть, должен быть готов к этому», —заявил министр. Американцы также выразили неудовольствие из-за закупок Китаем иранской нефти и экспортом в Россию товаров двойного назначения на сумму более 15 млрд долларов, мол, это способствует ведению СВО и подрывает китайскую репутацию в глазах Европы.
Китайцы восприняли это как покушение на энергетический суверенитет. «Китай — суверенное государство с собственными энергетическими потребностями, и закупки нефти будут определяться внутренней политикой страны», — процитировал их позицию Бессент. Издержки же из-за возможных пошлин лягут на американских граждан.
Это ли, эмоциональная ли неустойчивость Трампа привели к колебаниям в его позиции. Он уже не уверен, что его угрозы подействуют: «Я не знаю, повлияет ли это на Россию, потому что он, очевидно, вероятно, хочет продолжать войну. Но мы введём тарифы и всё, что с этим связано. Это может повлиять, а может и нет. Но может повлиять». The New York Times также пишет о неуверенности президента по этому вопросу.
Прицел в пошлинной войне Трамп с Китая переместил на Индию, пригрозив ей пусть не такими космическими, как в отношении остальных, но существенными 25% пошлинами. И, внезапно, он заявил, что его супруге «нравится Путин». Сколько во всём это политического расчёта, а сколько личностных девиаций – непонятно. Очевидно лишь, что для человека, который не особо в состоянии помирить даже Таиланд с Камбоджей, российско-украинские хитросплетения тем более оказались сложны и нерешаемы кавалерийским наскоком.