
Станислав Смагин, ветеран СВО, корреспондент газеты «Военный вестник Юга России»
Ситуация в Боснии и Герцеговине и конкретно в её сербской части (точнее, в политических играх вокруг этой части) нестабильная в течение долгого времени, переживает очередной период эскалации. Центризбирком страны лишил полномочий президента Республики Сербской Милорада Додика, сообщает Euronews. Такое решение было принято после того, как апелляционная палата боснийско-герцеговинского суда оставила в силе решение суда, по которому Додик был приговорен к году тюремного заключения и шестилетнему запрету на политическую деятельность за якобы антиконституционные указы.
Додику вменяют в вину неподчинение так называемому «верховному представителю по Боснии и Герцеговине» Кристиану Шмидту, бывшему немецкому министру, назначенному Западом на данный пост без согласия России (члена Руководящего комитета Совета по выполнению мирного соглашения по Боснии и Герцеговине), Совета Безопасности ООН и не признаваемому нашей страной, Китаем, Сербией и самой Республикой Сербской. Шмидт откровенно и ожидаемо встал на сторону бошняцкой и хорватской частей БиГ в ущерб сербам, после чего Додик ещё два года назад подписал указ: решения боснийского гауляйтера не будут публиковаться в «Официальном вестнике Республики Сербской» и не будут исполняться.
Весной этого года прокуратура Боснии и Герцеговины выдала ордер на арест Додика, обвинив его в «угрозе конституционному порядку» и отправив указание о его аресте полиции и МВД РС, где документ просто проигнорировали. Центральные боснийские власти и их западные покровители раздумывали над силовым сценарием захвата бунтаря, предпринимались попытки задержать его в Источно-Сараево (сербской части Сараево), но в итоге пока решили «ограничиться» решением об отстранении от власти и тюремном сроке.
Отметим, что и до военно-силового подкрепления это решение выглядит не более чем громким политическим жестом, чреватым лишь более сильным, чем это бывает почти каждый день, обострением и без того непрекращающегося кризиса. Даже по общебоснийской конституции ЦИК БиГ не может принимать такие решение – для этого есть избирательная комиссия РС. Кроме того, необходимо, чтобы письменное решение было доставлено самому Додику, у него есть три месяца на апелляцию и т.д. и т.п. – список юридических нюансов, которыми пренебрегли противники Додика, этим не исчерпывается. Наконец, как минимум назначенного тюремного срока он может избежать, заплатив 18,5 тысячи евро, местные законы допускают такую возможность для политических и экономических дел; другой вопрос, что сам лидер РС наверняка сочтёт это ниже своего достоинства.
Однако, несмотря на некоторую опереточность «отстранения» и «приговора», РС и ее друзья среагировали на них серьезно. Сам Додик пообещал вынести вопрос своей судьбы на республиканский референдум: «Я останусь здесь. Я не собираюсь уходить ни из Республики Сербской, ни с поста президента. Я одержу победу их же средствами. Судебная система Боснии и Герцеговины нарушила все правила. Я могу продвигать свои идеи и свою политику, и я буду продолжать это делать. Вместе с народом я буду строить Республику Сербскую, потому что только народ может решить, каким путем идти. Бошняцкая политика исчерпала себя. Они не хотят ничего для себя, а хотят все, что против нас. Всё, что они делают, направлено против Республики Сербской».
В самых резких выражениях оценил действия сараевской «фемиды» и ее покровителей МИД РФ: «Напомним, что М. Додика, по сути, обвиняют в добросовестном исполнении своих обязанностей в соответствии с Конституцией Республики Сербской. Недовольство вызвал его отказ подчиниться псевдозакону, „принятому“ никем не избранным самозванцем – гражданином ФРГ К. Шмидтом, который выдаёт себя за „высокого представителя“ в Боснии и Герцеговине, а на деле является т.н. полезным идиотом Берлина и Лондона, упорно продолжающих считать БиГ своим протекторатом». Россию поддержал Китай, и обе страны вынесли соответствующую тему на рассмотрение СБ ООН.
Поддержал Додика и венгерский премьер Орбан. Разумеется, не мог остаться в стороне и Александр Вучич, однако он высказался в очень умеренном духе: «Это, я бы сказал, эпицентр неопределенности, и мы должны быть со своим народом, с Республикой Сербской. Мы сделаем всё возможное, и я верю, что люди в Республике Сербской тоже этого хотят – сохранить мир, стабильность, чтобы люди могли планировать свое будущее… Моя просьба ко всем – только спокойствие, рациональность, без какой-либо эскалации… в целом наша политика – всегда быть со своим народом в Республике Сербской, но при этом сохранять мир и не допускать дальнейшей эскалации». Все это президент Сербии дополнил звонком Макрону. В целом, уже не первый день кажется, что Додик выглядит для Вучича обузой в деле маневрирования между разными геополитическими центрами силы. К тому же он, как мало кто, вынужден разрываться между принципом территориальной целостности (Сербия vs Косово) и национального самоопределения (Республика Сербская vs Босния). Более сильные страны могут пренебречь противоречиями по формуле «никаких противоречий нет, мы везде за свои интересы», но это не про сегодняшнюю Сербию. Впрочем, велик шанс потерять в итоге и Косово, и РС.
Предпримут ли в Сараево при западной поддержке меры по воплощению своих решений в жизнь? Шансы на это, прямо скажем, существуют. Однако пока это все-таки разговор в гипотетическом русле. А вот брошенная за решетку за пророссийские симпатии башкан Гагаузии Евгения Гуцул – уже факт, и у Кишинева для реализации своей линии ресурсов хватило. Кстати, вопрос о Гуцул вынесен на то же заседание СБ ООН, что и о Додике. Это логично не только с гуманитарно-юридической точки зрения, ведь оба приговора неотделимы друг от друга и от пути Европы к военному лагерю без инакомыслия.