
Владимир Блинков, экономически обозреватель
Президент США Дональд Трамп БРИКС явно не взлюбил. Уже несколько раз он грозил покарать государства этого международного объединения чудовищными пошлинами за подрыв международных позиций доллара. Но сейчас, Трамп похоже работает на его сплочение.
Межгосударственное объединение БРИКС было создано в 2006 г. Россией, Китаем, Индией и Бразилией. К настоящему времени в него входит 10 стран. Помимо стран- основателей, это ЮАР, Индонезия, Иран, ОАЭ, Эфиопия, Египет. Одной из главных целей объединения является создание равноправной и устойчивой экономической системы, в которой страны-участники смогут развиваться быстрее, снижать зависимость от западных экономик и усиливать свое влияние в мире. Главными направлениями деятельности до сих пор были: согласование внешнеполитических позиций, продвижение идеи многополярного мира, повышение устойчивости перед глобальными угрозами, усиление роли в международной валютно-финансовой системе. Но, по мнению западных аналитиков, БРИКС пока не достиг значительных успехов в решении этих задач. До сих пор, считают они, это было разрозненное географически, экономически и политически сообщество. Лишь 14% торговли стран-участниц приходится на участников объединения, хотя в последние годы наметилась тенденция роста. Да и отношения между членами БРИКС порой были непростыми, в частности, между КНР и Индией.
Но сейчас появилась возможность изменить ситуацию и преодолеть разногласия. И «помочь» странам БРИКС в этом, по мнению ряда зарубежных изданий, невольно сможет президент США Дональд Трамп. В настоящее время он ведет борьбу практически со всеми участниками объединения, которое, по его мнению, является антиамериканским. Так, Индия находится под двойным ударом - к уже действовавшей 25% пошлине, как было заявлено 6 августа, добавится еще одна в 25%. Против Китая и ЮАР действуют пошлины в размере 30% и Пекин находится под угрозой введения дополнительных 100% тарифов за покупку российских энергоносителей. Россия получила ультиматум - введение 100% пошлины на все товары, если она не достигнет прогресса в мирном урегулировании по Украине. Против Египта, ОАЭ и Эфиопии действует базовая 10%-ная пошлина, анонсированная Трампом для стран, «поддерживающих антиамериканскую политику БРИКС». Индонезия - единственная страна, заключившая отдельное торговое соглашение с Вашингтоном. Для нее пошлина составляет 19% в обмен на обязательство закупить американские энергоносители, сельхозпродукцию и 50 самолетов Boeing.
И до сих пор руководство большинства стран БРИКС «терпело» пошлинную политику США. Но своими последними действиями Трамп, по-видимому, переполнил «чашу терпения». Так, после подписания им указа о повышении пошлин на бразильскую продукцию до 50% президент Бразилии Луис да Силва заявил, что намерен обсудить с лидерами Индии и Китая, а также лидерами других стран совместный ответ БРИКС на американские пошлины.
После того, как Трамп 6 августа объявил, что поднимет на 25% тарифы для Индии, не выдержал и ее премьер-министр Нарендра Моди. С 2022 г., когда западные страны начали бойкотировать российскую нефть, Индия, которая до этого почти ее не покупала, увидела в этом возможность. Около 2,6 млн барр. в сутки, когда-то предназначавшихся для Европы, стали доступны для индийских НПЗ, причем с хорошей скидкой. Сейчас Индия является вторым по объемам покупателем российской нефти, а местные НПЗ получали значительную прибыль, перерабатывая ее в топливо, которое экспортируется в Европу. В течение 3-х лет СВО союзники Украины не возражали против такого подхода. Но теперь Трамп ввел дополнительную 25% пошлину на индийские товары, обвинив страну в финансировании «военной машины» России. И, если ранее Индия «подчинялась» давлению Вашингтона, то сейчас Нью-Дели заявил, что примет меры для защиты национальных интересов, назвав пошлины Трампа «несправедливыми и неоправданными». Было объявлено, что Н. Моди впервые за 7 лет отправится 31 августа на саммит ШОС в Китай. Советник президента Индии по национальной безопасности Аджит Довал посетил Россию и обсудил закупки нефти на фоне давления Трампа, а также вопросы оборонного сотрудничества и возможный визит президента РФ Владимира Путина в Индию. В итоге, по мнению The New York Times, «отношения США и их стратегического партнера в Азии – Индии, оказались под угрозой, а введенные пошлины могут спровоцировать курс Нью-Дели на укрепление связей с Россией и Китаем.
Путин между тем провел разговор с председателем КНР Си Цзиньпином и с президентом ЮАР Сирилом Рамафосой, принял в Кремле шейха ОАЭ Мухаммеда бен Заида Аль Нахайяна.
Дональд Трамп сообщил также, что может ввести вторичные санкции и против Китая за покупку российской нефти. Китай ответил сразу же, заявив, что «для Китая законно и правомерно вести нормальное экономическое, торговое и энергетическое сотрудничество со всеми странами мира, включая Россию.
Так что действия американской администрации формируют предпосылки для выработки совместного ответа БРИКС, к которому призывает да Сильва, а тарифная война Трампа может иметь обратный эффект - стать фактором сплочения стран-участниц объединения. Разработка и принятие таких мер станут поворотным моментом в динамике взаимодействия БРИКС и США, причем таким, которого Трамп как раз хотел избежать, нападая на страны-участницы по одиночке. В частности, вводимые Трампом пошлины могут в ближайшей перспективе сблизить страны БРИКС в таких областях, как торговля, инвестиции и использование валюты. Они могут посчитать, что единый фронт отвечает как их экономическим, так и политическим интересам. А их совместная реакция на «тарифные залпы» Трампа может стать показателем того, что происходят реальные изменения в роли глобальных альянсов. О вероятности подготовки таких мер свидетельствуют интенсифицировавшиеся контакты лидеров БРИКС.
Совместный ответ стран БРИКС, если он состоится, скорее всего, будет стратегическим и постепенным. Вероятно, объединение пока не пойдет на открытую конфронтацию, но ускорит реализацию долгосрочных планов по выстраиванию экономической архитектуры, независимой от США. В числе возможных мер - введение пошлин на чувствительные для американского экспорта товары, в первую очередь на сельскохозяйственную продукцию (соя, пшеница), минеральные удобрения, промышленное оборудование и редкоземельные металлы. Отмечу, что Китай уже ввел пошлины на американские агропродукты, уголь и СПГ, а также применяет нетарифные барьеры, на 90% сократил закупки американской нефти. Южная Африка и Бразилия могут нанести удар по американским аграриям и производителям техники. Могут быть приняты совместные меры в области стратегических минеральных ресурсов, которые будут стимулировать создание производств с высокой добавленной стоимостью внутри стран БРИКС и укреплять их экономический суверенитет, ограничат доступ США и других стран коллективного Запада к дешевому сырью. Расширение использования национальных валют во взаимной торговле через такие платформы, как BRICS Pay и двусторонние своп-линии позволит вести торговлю, обходя американские санкции и ускорит дедолларизацию как внутри БРИКС, так и со странами партнерами.