Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
Управление энергетической информации (EIA) Минэнерго США прогнозирует сокращение добычи нефти в США в следующем году из-за резкого увеличения картельных поставок.
Американские компании, занимающиеся добычей сланцевой нефти, временно приостанавливают работу буровых установок и сокращают расходы, чтобы нивелировать финансовые проблемы от падения цен на нефть, вызванного политикой ОПЕК — картель продолжает расширять предложение. 3 августа ряд стран нефтяного альянса (ОПЕК+) — Россия, Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Казахстан, Алжир и Оман — договорились нарастить добычу с сентября на 547 000 баррелей в сутки (б/с), досрочно компенсировав установленное ранее добровольное снижение добычи на 2,2 млн б/с.
Спад буровой активности в США грозит значительным падением планки национального производства «черного золота». По прогнозам EIA, в следующем году добыча нефти в США снизится, поскольку цены на сырую нефть «откатятся» к $48 за баррель, что почти на $20 ниже уровня безубыточности для многих сланцевых компаний.
Руководители компаний, занимающихся добычей сланцевой нефти, заявили Financial Times, что они ведут новую «ценовую войну» с Саудовской Аравией, Россией и другими членами ОПЕК и ОПЕК+. Это ставит под угрозу призыв лидера США Дональда Трампа («Drill, baby, drill!») к масштабному увеличению добычи нефти в стране.
«Мы сейчас переживаем период, когда нужно подождать, а не бурить. Мы не будем запускать новые установки, пока цены не вернутся и не стабилизируются на уровне около $75. Осенью и в 2026 году вы увидите, что добыча в США начнет снижаться», — пояснил исполнительный директор Latigo Petroleum (Odessa, штат Техас) Кирк Эдвардс.
За последние 20 лет США стали крупнейшим производителем нефти и газа благодаря росту добычи сланцевой нефти. Однако высокая себестоимость добычи делает национальную отрасль уязвимой к колебаниям цен на нефть. Также у «сланцевиков» нет резистентности и к цикличности, которой, как известно, подвержены нефтяные рынки.
Скотт Шеффилд, бывший глава сланцевой компании Pioneer Natural Resources (поглощена весной прошлого года концерном ExxonMobil), заявил, что ОПЕК снова заставляет его отрасль считаться с другими игроками на рынке. «Лучший способ для ОПЕК увеличить свою долю на рынке — удерживать цены на нефть вблизи $60 за баррель в течение нескольких лет. Это сократит инвестиции в сланцевую добычу в США, Канаде, Бразилии и в разведку нефтяных месторождений по всему миру... Это приведет к новой фазе консолидации», — подытожил он.
13 августа Международное энергетическое агентство (МЭА) сообщило, что рост мировой добычи нефти, вызванный действиями Саудовской Аравии, и более слабый, чем ожидалось, рост спроса создают потенциал для «значительного избытка» на рынке.
В свежем отчете МЭА повысило оценку роста предложения нефти на глобальном рынке. Прогноз на 2025 год повышен на 0,370 млн б/с, до 2,5 млн б/с. На 2026-й — на 0,620 млн б/с, до 1,9 млн б/с. Таким образом, предложение составит 105,5 млн б/с в этом году и 107,4 млн б/с — в следующем. Пересмотр оценок связан с планами восьми стран ОПЕК+ нарастить добычу нефти: к концу сентября на рынок вернется весь объем добровольного сокращения — 2,2 млн б/с.
Биржевые котировки «бочки», будучи в фазе затяжного снижения, видимо, продолжат оставаться в «медвежьем» тренде. С январских пиков, близких к $80 за баррель, цены на нефть West Texas Intermediate (WTI) уже упали более чем на 20%. 18 августа котировки этой марки котируются в диапазоне $62—63 за баррель, что ниже $65, при которых, согласно исследованию Федерального резервного банка Далласа, сланцевые производители начинают получать маржу.
EIA предрекает трудности добычной индустрии в США по мере снижения мировых цен на «черное золото»: с рекордного уровня в 13,6 млн б/с в этом году добыча может «просесть» до 13,1 млн б/с к декабрю 2026 года.
По данным Enverus, за последние два квартала 20 крупнейших производителей сланцевой нефти в США, за исключением таких «китов», как ExxonMobil и Chevron, сократили свои бюджеты на капитальные расходы в 2025 году примерно на $1,8 млрд.
В свою очередь инвестбанк TD Cowen ждет снижение капзатрат сланцевых компаний в 2025 году на 4 % по отношению к их уровню в 2024 году.
Чтобы обеспечить стабильность финансовых потоков, производители тормозят работу буровых установок. По информации нефтесервисной компании Baker Hughes, количество активных нефтяных буровых установок в США на 1 августа составило 410. Это на 5 единиц ниже, чем фиксировалось в предыдущую отчетную неделю. Baker Hughes также отмечает, что с 1 по 8 августа добыча велась на 539 наземных нефтяных месторождениях США, что на 10 % меньше, чем в аналогичный период прошлого года.
По данным фирмы Primary Vision (специализируется на мониторинге операций гидроразрыва пласта в США), в этом году работало всего 167 бригад по гидроразрыву пласта (на 76 меньше, чем в прошлом году).
В целом сложившаяся ситуация показывает — власти США не всесильны в управлении мировыми ценами на нефть. ОПЕК+, перманентно расширяя добычные квоты, продолжает наступление, что позволит картелю отыграть долю рынка у сланцевых производителей нефти.
Причем дальнейшая политика ОПЕК+ непредсказуема - «солидарные» резолюции по квотам принимаются на регулярных сессиях исходя из понимания «рыночного комфорта» всеми участникам альянса, с целью упреждения рисков биржевых бифуркаций. Это обстоятельство обнуляет стратегии «сланцевиков», их долгосрочные сценарии планирования требуют постоянной корректировки.