
Юрий Веселов, военный обозреватель
Трагические события в сирийской провинции Ас-Сувейда в июле текущего года в значительной степени осложнили деятельность правительства переходного периода в делах по распространению государственного суверенитета и сохранению территориальной целостности страны. Тогда в результате вооруженного конфликта между друзскими отрядами народной самообороны и суннитскими боевиками бедуинов власти ввели в провинцию подразделения Сил общей безопасности (новой армии), которые перешли на сторону племен. Количество жертв с обеих сторон составило около тысячи человек, из которых более половины мирных жителей.
Поясним. Подавляющее население этой сирийской провинции составляют друзы – замкнутая этническо-конфессиональная группа арабов численностью более 800 тыс. человек. Исповедуют друизм – религию, которая ранее являлась одним из ответвлений шиитской секты исмаилитов. На территории Ас-Сувейды также проживает малочисленное количество христиан, шиитов-алавитов и суннитов, мирно уживающихся между собой.
Следует отметить, что население провинции, в отличие от соседней Деръа, с самого начала в 2011 году гражданской войны избегало прямого участия в ней, отказывалось от отправки мужчин на службу в правительственную армию, пользуясь негласной привилегией «относительной автономии» Ас-Сувейды. При этом друзы не выступали за территориально-административное отделение от Сирии, считая страну своей родиной. В свою очередь, в ответ на лояльность режиму Башара Асада власти в лице силовых структур стремились не допускать нарушения законов против местного населения.
Общественные и духовные лидеры в целом спокойно встретили государственный переворот в надежде, что он не затронет интересы народа. Однако последующие события изменили их отношение к новым властям, и, как это часто бывает в восточных странах, раскололи общество. Несмотря на то, что с первых дней вооруженных столкновений с бедуинами и присоединившейся к ним «новой армии», друзские отряды народного ополчения выступили единым фронтом в защиту мирного населения, своих прав, свобод и жилищ.
Раскол произошел после завершения боестолкновений. Острые разногласия возникли по вопросу дальнейших отношений с Дамаском. Раскол возглавляют сейчас три общепризнанных влиятельных духовных лидера друзской общины Сирии.
Шейх Хикмат аль-Хиджри стал наиболее выдающимся активистом, возглавившим оппозицию сирийскому правительству. Этот лидер выступает за предоставление Ас-Сувейде административной самостоятельности, то есть с сепаратистских позиций. Он поддерживает довольно тесные контакты с единоверцами в Израиле.
Два других лидера, священнослужители Хаммуд аль-Хиннави и Юсеф аль-Джабру склоняются к пониманию политической деятельности центральных властей страны по сохранению стабильности, территориальной целостности страны и восстановлению суверенитета. Они выступают за сотрудничество с Дамаском и независимость государства. В этом их позиция расходится с убеждениями Аль-Хиджры.
Вместе с тем все три лидера единогласно требуют от президента переходного периода Аш-Шараа проведения независимого международного расследования событий июля 2025 года в Ас-Сувейде, передачи виновных в уголовных преступлениях в Международный уголовный суд и прекращения военной поддержки и административной защиты тех, кого глава страны назвал «группировками, окружающими Ас-Сувейду». То есть, бандитов-бедуинов и их главарей племен.
Кроме того, друзские шейхи заявили о наличии у них документальных данных о лицах в высшем эшелоне власти, которые подстрекали главарей племен к вооруженному конфликту в провинции.
Правительство Сирии стремится урегулировать отношения с общиной и, насколько позволяет экономика, оказывает посильную помощь. В провинцию периодически отправляются колонны с гуманитарной помощью, ведутся интенсивные переговоры с представителями друзской общественности и религиозными лидерами. Вместе с тем процесс установления лояльности проходит трудно по причине сохраняющегося недоверия к власти.
Свидетельством этого стало создание комитетов по вопросам права и безопасности для управления делами. Таким образом, образование административно-правовых комитетов призвано заполнить вакуум власти, оставленный государством. В эксклюзивном заявлении для издания «Аш-Шарк аль-Аусат» пресс-секретарь Высшего юридического комитета в Ас-Сувейде Сафаа Джудия назвала причину создания комитетов – систематический саботаж и разрушение инфраструктуры провинции, отключение электричества, воды и интернета, осада и препятствия на ввоз продовольствия и медикаментов. Она добавила, что «отсутствие лиц, принимающих решения и образовавшийся административный вакуум вынудили нас заполнить его, управлять секторами услуг, чтобы смягчить последствия удушающей осады».
Безусловно, это вынужденный шаг, с которым буден нужно считаться в Дамаске. Надо также признать, что Аш-Шараа и его команда сталкивается с необходимостью решения очень сложных внутренних задач. Страна оказалась разодранной на несколько обособленных районов, в которых правят силы, заинтересованные в получении права не подчиняться центральному правительству.
Существуют два варианта решения данной проблемы: политический с использованием переговоров и силовой. Какой из них выберет новое правительство, предполагать сложно.