Станислав Смагин, ветеран СВО, корреспондент газеты «Военный вестник Юга России»
Украинский «политикум» (политический класс) в который уже раз лихорадит. 14 января НАБУ и САП вручили «пидозру» (подозрение) лидеру партии «Батькивщина», экс-премьеру Юлии Тимошенко. Ей инкриминируют предложение взяток народным депутатам за нужное нажатие кнопок в Верховной раде. Опубликованы и соответствующие аудиозаписи, на которых «человек, похожий на Тимошенко», полушепотом предлагает парламентариям по 10 тысяч долларов, причем не за конкретное волеизъявление, а за их пакет. Ночью и утром силовики провели основательные обыски в киевском центральном партийном офисе: изъяли телефоны, документы, личные вещи.
Сама Юлия Владимировна обвинения категорически отрицает: «Официально заявляю, что обнародованные аудиозаписи не имеют ко мне ни одного отношения. Я отвергаю все обвинения и, как всегда, докажу их безосновательность в судебном порядка. Я это уже не раз делала». Кроме того, она пожаловалась на примененные в ходе обысков методы, заявив, что такого не было даже до 2014 года.
Надо сказать, что лидеру «Батькивщины» есть с чем сравнивать – она, почти как ильфо-петровский зиц-председатель Фунт, успела посидеть пусть не при всех, но при двух правителях. Первый раз ее отправили в СИЗО ещё при Кучме в 2001 году, после открытого ухода в оппозицию, по обвинению в контрабанде газа. Тогда, впрочем, все ограничилось сроком в полтора месяца за решеткой.
Второй раз дело оказалось серьезнее. В 2011 году, при Януковиче, которому она проиграла президентские выборы, ее обвинили в превышении полномочий при подписании соглашения с «Газпромом» двумя годами ранее. Она получила обвинительный приговор в 7 лет и провела в тюрьме два с половиной года - с августа 2011 по февраль 2014-го, когда, появившись на майдане в инвалидной коляске, вдруг «чудесно исцелилась». В ту пору за Юлию Владимировну самым активным и деятельным образом вступилась Европа, и даже немецкие домохозяйки, в целом аполитичные, были в курсе притеснений «злочинной владой» Януковича своего оппонента.
Не раз подвергаясь испытаниям, Тимошенко, однако, при каждом режиме сохраняла значительный политический вес и, теряя позиции, затем их обычно возвращала. При этом она, поддерживая образ жесткого, иногда до экзальтации, политика, умудрялась быть если не своей для всех внешних и внутренних игроков, то не окончательно чужой ни для кого. Ориентируясь на Запад, она никогда полностью не противопоставляла себя России, ведя в брутальном стиле переговоры с Москвой о газовом транзите, все же соглашалась в итоге на разумные компромиссы. Собственно, и в 2009-2010 годах на президентских выборах лидер «Батькивщины» была для российского руководства не таким желательным, как Янукович, но рабоче-приемлемым кандидатом.
И после победы майдана-2014 Тимошенко, входя, разумеется, в русофобско-антироссийский политический консенсус, не принадлежала к его радикальному флангу. Интересно, что накануне скандала в Интернете стали появляться ролики с рассказом об истории газовых переговоров Тимошенко с Россией в нулевые. И на коррупционных аудиозаписях предполагаемая либо реальная Юлия Владимировна обсуждает тему подкупа на русском, а не украинском языке.
Вряд ли Юлия Владимировна была бы фаворитом на президентских выборах, случись они сегодня. Точно так же вряд ли ее партия выиграла бы выборы парламентские. Но у нее есть своя, далеко не самая плохая электоральная ниша, есть немало преданных избирателей, ориентирующихся на конкретную личность. Все это подкрепляется огромным опытом и международными связями. Скажем, когда год назад после памятного инцидента в Белом доме Трамп искал внутриукраинские рычаги давления на Зеленского, среди деятелей, с которыми контактировала его команда, была как раз Тимошенко.
Обладание подобного рода «золотой акцией» позволяло Тимошенко, находясь на условно центристских позициях, склонять весы разных ситуаций в ту или иную сторону. Она поддерживала мобилизацию, земельную реформу, другие ключевые решения послемайданного режима и конкретно Зеленского. При этом критиковала власть за многие решения, в частности за то, что спровоцировав войну, она оказалась не готова защитить население от ее тягот.
Одним из последних значимых испытаний позиции Тимошенко стала тема НАБУ и САП, сейчас начавших ее преследования. Она называла эти структуры колониальными и приветствовала борьбу Зеленского против них. Более того, голоса ее фракции обеспечили отставку главы СБУ Малюка (признан в РФ террористом и экстремистом), отказавшегося обеспечить новый накат на НАБУ. При этом «Батькивщина» не стала поддерживать назначение Михаила Федорова министром обороны и Дениса Шмыгаля министром энергетики, хотя за них проголосовали другие формальные оппозиционеры – «Голос» и «Европейская солидарность».
Последнее обстоятельство усложняет анализ случившегося: НАБУ и САП – вроде бы противостоящие Зеленскому структуры, но арест произошел сразу после антизеленского демарша «Батькивщины». Быть может, в этом эпизоде украинской «игры престолов» вообще нет даже ситуативных союзов и смычек, а все противостоят всем? Ведь на пленках, обнародованных НАБУ, условная или безусловная Тимошенко признается в желании дестабилизировать («грохнуть») хрупкое провластное большинство в Верховной раде.
Одной из лакмусовых бумажек, безусловно, станет реакция Запада на «пидозру», точнее, какая из западных политических сил и «башен» что скажет и сделает. Скажем, Европа ранее поддерживала Тимошенко, но по тому же делу НАБУ они разошлись: Старый Свет, как мы помним, настоятельно порекомендовал киевскому диктатору не трогать глобалистские структуры. Что касается США, то уже высказаны минимум две противоположные версии относительно заокеанской роли в «черной метке» Юлии Владимировне. Согласно одной, вашингтонские «ястребы» зачищают украинское поле от любых возможных переговорщиков с Россией, приемлемых для нашего руководства. Согласно другой, напротив, Тимошенко в роли «снова мученицы» накручивают политические баллы, чтобы она затем после Зеленского поучаствовала в мирном урегулировании.
При всей значимости и первостепенности нельзя принижать и внутриукраинский аспект, в частности попытки Зеленского разобраться с конкурентами, невзирая на лица их зарубежных покровителей. Вот и «пидозра» Тимошенко совпала по времени с новой перепалкой между нелегитимным президентом и киевским градоначальником Кличко. Да и сама Юлия Владимировна обрушилась в связи с накатом НАБУ не только на самих накативших, но и на режим «Зе»: «Украина превращена в коррупционный хаб на всех уровнях - от главы до последнего чиновника. Мы как боролись, так и будем бороться против масштабной коррупции, охватившей все ветви власти в Украине». Нам же вновь остается следить за развитием новой сюжетной ветки украинской трагикомедии.