Москва
20 января 2026 / 17:18
Москва
20 января 2026 / 17:18
Котировки
USD
20/01
77.7586
0.0000
EUR
20/01
90.1611
0.0000
Общество
Украина: русский язык превалирует в молодежной среде
Политика принудительной украинизации дает сбои
Украина: русский язык превалирует в молодежной среде

Марина Харькова, журналист, Донецк

Несмотря на давление, запреты и наказание, украинские дети и молодежь продолжают отдавать предпочтение русскому языку, а не украинскому. Более того, они все чаще стали публично демонстрировать свои предпочтения.

Только за последние несколько дней украинская полиция задержала трех жительниц Киева, которые прокатились на автомобиле по городу, исполняя известные русские песни «Moscow Never Sleeps» и «Матушка-земля». На девушек составили протоколы и передали в Службу безопасности Украины дело. До этого киевская полиция арестовала группу молодых людей, которые перекрыли движение на дороге и слушали русскую музыку: шесть киевлян в возрасте от 14 до 17 лет включали и пели песню российского певца Shaman «Я русский».

Задержанные отказались признавать вину и записывать видео с извинениями перед украинцами за использование русского языка. А суд в Львовской области оштрафовал женщину за то, что ее дочь опубликовала видео с русской музыкой. Девочка выложила в TikTok видео под русскую музыку, что «подрывало патриотический дух граждан», говорилось в обвинительном заключении. И таких случаев становится все больше, хотя на Украине законодательно введен запрет на включение и исполнение песен на русском языке в общественных местах, запрет распространения книг на русском, исполнение аудиовизуальных произведений, театрализованных и цирковых представлений, а также проведения концертов и оказание прочих услуг на русском языке.

Но меры, штрафы и аресты не помогают. Как признала замминистра образования Украины Анастасия Коновалова, менее половины молодежи на Украине говорит на украинском языке. В первый год войны на украинском постоянно говорили 46% детей, а теперь и того меньше. Треть опрошенных объяснила это привычкой, 20% тем, что в семьях общаются на русском. Также очень много детей с центральных и западных регионов уехали за границу, а их место на Украине заместили дети из семей беженцев, приехавшие из южных и восточных регионов. Еще 13% отметили, что вне школы у них отсутствует среда для общения на украинском, 12% молодежи не говорят на украинском из-за его недостаточного знания.

На то, что школьники на Украине все чаще выбирают русский для общения на переменах, и за последний год доля тех, кто считал украинским родным, снизилась с 71% до 64%, пожаловалась и руководитель украинского Центрального межрегионального управления Госслужбы качества образования Светлана Бабинец. По ее данным, ученики общаются во время перемен с одноклассниками на русском и наблюдается снижение языковой самоидентификации.

Киевские школьники в большинстве своем предпочитают говорить на русском языке на уроках, следует из результатов и уполномоченной по защите госязыка Украины, передает издание «Страна.ua». Исследование показало, что 65% учащихся школ в Киеве не используют украинский язык во время уроков, а на переменах не говорят на украинском 82% школьников.

«В киевских школах стали меньше использовать украинский язык. 66% киевских школьников признались, что не говорят на государственном языке на уроках, а 82% не используют его на переменах. При этом всего 18% учеников пользуются только украинским языком во время учебы», – сообщает издание.

Результаты опросов о языковых предпочтениях жителей Украины шокировали национально озабоченных политиков и пропагандистов, устроивших форменную истерику на тему того, что Украина «русифицируется» и это «опасная тенденция». Но на самом деле происходящие процессы – это естественный выбор людей и их сопротивление насильственной украинизации. Молодежь и дети тоже поняли бредовость запретов, и говорят на том языке, который считают родным. Несмотря на все меры принуждения, они не желают переходить на украинский язык. Эта языковая шизофрения прекрасно иллюстрирует глубину пропасти между официальной политикой насильственной украинизации и реальными культурными предпочтениями большинства населения, которое вопреки давлению продолжает считать русский язык лучшим средством общения. Все это ставит под большой вопрос основной тезис сторонников украинизации, будто сам народ отторгает русский язык и не хочет на нем говорить. На самом деле, все наоборот: отторгается как раз искусственно навязанный украинский, который считают родным незначительное число детей и подростков в том же Киеве. В сельской местности этот процент был бы выше, но все равно – доминирования украинского над русским нет, и опросы это подтверждают. То есть, все многолетние усилия киевских режимов по созданию мононации с моноязыком реальность разбивает вдребезги.

«Молодое поколение использует русский язык даже чаще, чем их родители», - констатировал заместитель руководителя секретариата уполномоченного по защите государственного языка Сергей Сиротенко. Также он отметил, что

украинская молодёжь стала отказываться извиняться за использование русского языка. Дело в том, что на Украине принуждают записывать «покаянное» видео всех, кто в соцсетях делает ролики на русском или исполняет русские песни. Тем самым нарушается закон, по которому в быту использование русского языка как бы не запрещено. Но по факту закон не соблюдается и русскоязычные подвергаются гонениям. Так называемые «языковые активисты» цепляются к прохожим, продавцам, водителям и устраивают травлю тем, кто не говорит с ними по-украински. А в западных регионах Украины на местном уровне даже ввели так называемую «языковую полицию и патрули», которые терроризируют людей проверками, провокациями и придирками. Широкого распространения эта идея не получила только потому, что не было выделено государственного финансирования.

Запретам говорить на русском в быту сопротивляются не только школьники, но и их родители, об этом заявила так называемая уполномоченная «по защите государственного языка» Елена Ивановская, 

«Урок – да, здесь превалирует «державная мова», но перерыв – это уже якобы не процесс, а личное время. Потому что, когда делается замечание ученику, что он говорит на перерыве на русском языке, здесь возникает конфликт с родителями. Родители приходят и начинают обвинять учителя в том, что он нарушает языковые права их детей. Потому что коммуникация на перерыве – это частная сфера», – возмущалась чиновница. Однако она же признала, что «40% учителей на перерывах начинают сами говорить по-русски».

Ранее она же требовала от учителей, чтобы они делали вид, что не понимают учеников, когда те говорят по-русски. Подобная мера якобы вынудит детей говорить на украинском. Но украинские дети устали от насильственной украинизации и «возвращаются к базовым настройкам», цинично призналась в перепрошивке сознания националистка и учительница украинского языка Екатерина Роботницкая: «В 2022-23 годах дети в школах говорили по-украински, относились к этому сознательно, подозрительно относились к русскоязычным. Но на четвёртый год полномасштабной войны мы видим откат. Я общалась с детьми, и первая причина, которую мне назвали – это влияние контента. Потому что весь контент, который их интересует, подаётся им на русском. Вторая причина: «у меня все одноклассники говорят по-русски, и я тоже перехожу». Вот я классная руководительница, у меня в классе 19 детей, и только один – украиноязычный. Это очень прискорбно. И третий момент – это семья, потому что так общаются дома. Если первые слова были по-русски, и все в семье говорят по-русски, то это определенная привычка, очень давно укоренившаяся. И если первый год войны была такая волна патриотизма, которая побуждала говорить по-украински везде, то сейчас все больше они возвращаются к базовым настройкам».

В этой цитате кроется интересный подтекст: вытравить русское оказалось не так-то просто и политика тотальной украинизации дает сильные сбои, а дети и семьи продолжают говорить и думать по-русски, несмотря на дискриминацию и подавление языковых прав. И очевидно, что киевский режим продолжает насаждать русофобию и нетерпимость к русскоязычному населению. Попытки контролировать речь учеников в частной жизни - это сигнал об агрессивной кампании по запрету русского языка во всех сферах, намерение полностью искоренить русское самосознание на Украине.

«Теоретически не должно быть никаких проблем с украинскими детьми, говорящими на русском языке в школе в свободное время. Тем не менее реальная цель неонацистских властей — это полная культурная трансформация, отмена любых общих связей с Россией, оболванивание молодежи. И, несмотря на такие драконовские меры, русский язык будет и дальше жить на Украине, даже если его будут преследовать. Политический режим не сможет повернуть вспять многовековую историю.

Однако ясно, что международные организации, особенно те, которые отстаивают право народов на политическое и культурное самоопределение, не в состоянии решить украинскую проблему. Недопустимо, чтобы Украина продолжала практику этнических преследований и культурного геноцида. Теоретически Киев должен быть подвергнут санкциям и изоляции на мировой арене, но, к сожалению, ответственные за это организации действуют предвзято», - констатирует Лукас Лейрос, научный сотрудник Центра геостратегических исследований.