Юрий Веселов, военный обозреватель
По сообщению выходящего в Лондоне влиятельного арабского регионального издания «Аш-Шарк вль-Аусат», на аэродромы Исламской Республики прибыли не менее 16 тяжелых транспортных самолетов ВВС Китая с грузами военного назначения. Номенклатура военного имущества не раскрывается, но по ранее обнародованной информации, Поднебесная поставляла в эту страну ограниченное количество средств ПВО.
По оценкам военных аналитиков, в Пекине принято принципиальное решение по защите своих инвестиций от возможной агрессии США и Израиля – закупаемой в Персии нефти, являющейся стратегическим ресурсом в период растущей китайской экономики. Известно, ранее Китай и Иран подписали беспрецедентное соглашение, предусматривающее закупку иранской нефти сроком на 20 лет. При этом финансовые расчеты предусматриваются в местной валюте и равноценны сумме в один триллион американских долларов.
Для КНР американо-израильская агрессия для смены или попытки смены режима в Иране не только потеря денег и надежного источника получения энергоресурсов, но и важнейший элемент национальной безопасности в особенности возможной операции по присоединению Тайваня. Она потребует от Пекина затраты огромных усилий, и не факт, что будет проведена в ограниченные по времени сроки. Что касается США и их союзников, то в этой ситуации они предпримут все меры для закрытия Китаю большинства рынков развивающихся государств, взамен на торговое и экономическое проникновение в них американцев.
Следует откровенно признать, что Пекин до настоящего времени стремился оставаться в стороне от явного оказания помощи и поддержки Тегерана, рассчитывая на усилия Москвы в данном направлении. Так же, как и масштаб китайской поддержки Москвы в противостоянии коллективному Западу не соответствует заявляемым декларациям о дружбе и всеобъемлющем стратегическом сотрудничестве. Китай не хочет обострять отношения с Западом и не потерять ни одного доллара от торговли с ним. Вместе с тем китайцы активно подбадривали русских в растущей конфронтации их с основными экономическими конкурентами КНР.
Похоже, что Москва разъяснила Пекину свой приоритет в политике, который заключается в приоритетном достижении целей в Специальной военной операции на Украине, которые приведут к коренному перелому обеспечения безопасности России. В Китае, по-видимому, поняли и то, что Москва не в состоянии достаточно эффективно оказывать помощь Ирану, прикрывая китайские экономические интересы в этой стране. Вместе с тем Исламская Республика остается стратегическим партнером России, которая готова на основе межправительственного соглашения выступить в защиту Тегерана.
В свою очередь, в Вашингтоне понимают опасность развязывания новой агрессии против Ирана, поддерживаемого двумя мощными ядерными державами - Россией и Китаем. Дональд Трамп обуреваем уверенностью в победе только над слабыми противниками, в основе которой лежат вседозволенность и безнаказанность. И он вряд ли осмелится пойти на очередную военную авантюру против иранского режима после совершенной в этом году попытке его свержения и готовности персов применить все имеющиеся у них средства для нанесения сокрушительного военного ответа по американским объектам на Ближнем Востоке.
Что до совместных действий по предупреждению агрессора, то на днях у берегов Южно-Африканской Республики завершился поход и военно-морское учение кораблей ВМФ РФ, ВМС КНР и Ирана. Но более качественным ответом могло бы стать долгосрочные корабельные маневры флотов трех стран в зоне Персидского залива вблизи иранских нефтяных терминалов.
Хочется верить, что китайская военно-техническая помощь иранцам будет не только продолжена, но и увеличена в масштабах. Это пойдет не только на пользу Тегерану, но и Пекину.