Москва
3 февраля 2026 / 09:14
Москва
3 февраля 2026 / 09:14
Котировки
USD
03/02
77.0223
0.0000
EUR
03/02
91.2470
0.0000
Политика
Украинские беженцы: раздражение в Европе растет
Польша и здесь впереди
Украинские беженцы: раздражение в Европе растет

Марина Харькова, журналист, Донецк

Сильные антиукраинские настроения буквально захлестывают Европу, особенно Польшу и Чехию. И на этом фоне европейские власти начали ощутимо сокращать поддержку украинских беженцев.

Например, в Польше для них отменяют «особый режим». Польское правительство приняло законопроект об отмене специальных правил для украинских беженцев. Теперь на граждан Украины в этой стране будет распространяться общая система временной защиты для всех иностранцев. Такое решение было принято 20 января, оно вступит в силу с 5 марта 2026 года. В правительстве Польши объяснили свое решение тем, что это позволит сэкономить средства для государственного бюджета. Кроме того, с февраля 2026 года изменятся условия выплаты украинским беженцам в Польше так называемой «помощи 800+». Новые правила предусматривают требование о профессиональной деятельности и повторную подачу заявлений. Право на детскую помощь будет зависеть от профессиональной деятельности лица, подающего заявление. Речь идет о работе по трудовому договору или договору поручения, ведении предпринимательской деятельности, получении пособия по безработице, участии в обучении со стипендией, а также получении спортивных или докторских стипендий.

«Помощь 800+» будет предоставляться только при условии, что и ребенок, и заявитель фактически проживают в Польше, а ребенок посещает польское учебное заведение. В случае сомнений выплаты будут приостановлены и ежемесячно будет проверяться выполнение всех условий. Новые требования будут касаться примерно 150 тысяч человек. От требования о трудоустройстве освобождаются, в частности, родители детей с инвалидностью, а также лица, подающие заявления на пособие для детей — граждан Польши.

Не отстает и Западная Европа.

В декабре о сворачивании спецпрограмм поддержки украинских беженцев объявила Франция. В результате часть благотворительных программ уже останавливают работу, а тысячи семей останутся без жилья и стабильных доходов. Как сообщила Le Monde, в этой стране лица с временной защитой не имеют права на выплату минимального дохода, если они не работают. А для его получения необходим статус беженца, который в свою очередь запрещает поездки на Украину. Также теперь беженцам с Украины и другим иностранцам придётся сдавать Examen civique — гражданский экзамен на знание основ французского общества и государственных ценностей.

Правительство Норвегии объявило, что больше не будет автоматически предоставлять убежище всем украинцам. В частности, заявки беженцев из западных областей — Львовской, Волынской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Тернопольской и Ровенской — будут рассматривать в индивидуальном порядке, поскольку власти страны считают эти регионы безопасными. Нидерланды тоже вводят ограничения, опасаясь, что в 2027 году 120 тысяч украинцев подадут на статус беженца. Венгрия не предоставляет бесплатное жильё. Чехия сокращает выплаты, а жильё даёт всего на 90 дней. Брюссель вынужден реагировать на ситуацию и разрабатывает программу добровольного возвращения беженцев на Украину.

Правительство ФРГ утвердило меры по сокращению социальной помощи украинским беженцам. Изменения касаются пособия для граждан по безработице («бюргергельд»). С июня 2022 года украинцам выплачивали помощь на уровне немецких безработных. Теперь украинцы будут получать выплаты на уровне просителей убежища из других стран. Эта сумма варьируется в зависимости от семейного положения и составляет в среднем примерно на 120 евро в месяц меньше, чем «бюргергельд» — 441 евро на одного взрослого. Вместе с этим ужесточатся меры давления на украинцев по скорейшему поиску работы. Помощь в трудоустройстве останется, но её станет меньше. От украинцев ожидают, что они на новом месте пребывания будут сами активно искать работу. Как известно, Германия приняла наибольшее количество украинских беженцев и стала лидером по числу безработных украинцев. В немецком обществе тоже растет недовольство миграционной и социальной политикой правительства в отношении беженцев, ставших обузой для местных бюджетов. Из-за этого рейтинг действующего правительства катится вниз, а рейтинг партии «Альтернатива для Германии», предлагающей нахлебникам уезжать домой, растёт.  

Такая же ситуация в Польше, где нетерпимость к украинским беженцам зашкаливает настолько, что Министерство юстиции в феврале 2026 года создаст 16 специализированных прокурорских подразделений, которые будут заниматься расследованием преступлений против беженцев и их травли. Группа из 30-45 следователей сосредоточится исключительно на таких делах. Так как украинских беженцев в Польше - около миллиона, защитить их всех такой небольшой группе вряд ли удастся. К тому же, нападений и травли становится все больше. Глава МИД Польши Радослав Сикорский заявил о росте антиукраинских настроений в стране.

Проблему признал даже премьер Польши Дональд Туск, но пытался обвинить в разжигании ненависти «российскую пропаганду». Однако Туск не нашел понимания у поляков, которые, комментируя это заявление, обозвали его идиотом. Между тем, украинцы в Польше продолжают удерживать первенство среди депортированных из страны за различные преступления и нарушения. А недавно в Польше разоблачили украинскую банду, обиравшую поляков в рамках телефонного мошенничества. Жертвами стали тысячи жителей Польши, которые отправляли деньги на фиктивные счета под давлением злоумышленников. Польские правоохранители установили, что большинство таких схем контролируются украинскими преступными группами.

Как пишут польские СМИ, колл-центры, откуда мошенники звонили жертвам, находятся в Киеве, Одессе, Харькове или Львове. В Польше же действуют участники, отвечающие за финальный этап — вывод и обналичивание денег. Эти мошеннические группировки действуют как полноценные корпорации: с чёткой иерархией, внутренними регламентами, обучением сотрудников и строгим отбором персонала. Только одна из раскрытых групп похитила у жителей Польши более 6 млн злотых. Обычно суммы колебались от 20 до 100 тыс. злотых, но зафиксированы потери в 350, 420 и даже 700 тыс. злотых с одного человека.

Из почти 70 человек, причастных к этому делу, десять были пойманы в последние дни. Группировка состояла почти полностью из граждан Украины. Во главе стоял 26-летний украинец. В одном из дел, где насчитывается около 1500 потерпевших, а общий ущерб достиг рекордных 75 млн злотых, группой, как установили отдел по борьбе с киберпреступностью и Региональная прокуратура в Кракове, руководили лица, связанные с системой правосудия и политической деятельностью на Украине.

«Эта группа была организована по типу корпорации, с отделом кадров, IT-отделом и отдельными подразделениями для обслуживания „клиентов‟ из разных стран. Было также четыре отдела, обслуживающих лиц из Польши», — сообщил представитель кибер-полиции Марчин Загурский.

Мошенники свободно говорили по-польски и звонили с местных номеров. В рамках этого дела в Польше уже задержаны 12 человек — 11 граждан Украины и один поляк. К расследованию подключился Интерпол. После обысков изъяты активы на сумму около 5 млн злотых, а также криптовалюты на 5 млн долларов.

Все эти случаи не добавляют симпатий поляков к Украине и ее гражданам. Поэтому в Польше пристально следят за происходящим в стране. Особое возмущение вызывают постоянные коррупционные скандалы, связанные с разворовыванием средств, выделяемых Западом. И все чаще звучат голоса польских политиков, призывающих прекратить это. Например, депутат европейского парламента от консервативной польской партии «Конфедерация» Ева Зайончковская-Герник потребовала прекратить финансирование Украины: «Пора прекратить бездумно финансировать Украину, которая не проявляет должной благодарности. Мы не должны больше покрывать её долги и выплачивать проценты по кредитам. Хватит выполнять роль бездонного кошелька для Киева, ведь у нас самих множество серьёзных проблем. Наш государственный долг стремительно увеличивается, система здравоохранения находится в кризисе, а счета за постоянно растущие коммунальные услуги истощают семейные бюджеты. Наши граждане должны быть в приоритете! Именно им правительство Польши должно оказывать первоочередную помощь!».

Её горячо поддержали поляки в соцсетях, предложив польских приспешников украинской власти поставить под трибунал за предательство интересов Польши и польского народа.

А в Чехии не только ограничивают украинцев в правах, но и стали снимать украинские флаги, ранее вывешенные на правительственных зданиях в знак поддержки. Например, украинский флаг убрали с флагштока перед зданием правительства Чехии, заменив его флагом ЕС. Флаг снял лично министр внутренних дел Любомир Метнар по распоряжению лидера партии «Свобода и прямая демократия» Томио Окамура, председателя Палаты депутатов. Эта партия входит в правящую коалицию премьер-министра Чехии Андрея Бабиша.

А недавно полыхнул еще один скандал из-за поведения украинских беженцев, которые в Чехии отметили День Соборности Украины. На Карловом мосту в Праге они развернули 30-метровый украинский флаг. Это вызвало резкую реакцию председателя Палаты депутатов Чехии Томио Окамуры. Политик был шокирован увиденным: «Тридцатиметровый украинский флаг на Карловом мосту по случаю годовщины Дня объединения Украины, состоявшегося 107 лет назад. С моей точки зрения, это лишняя провокация со стороны украинцев по отношению к нашим гражданам, которые не соглашаются с массовой миграцией украинцев в Чехию. Эта акция в одном из самых памятных мест чешской истории точно не способствует хорошим чешско-украинским отношениям. Уважение к принимающей стране и ее символам должно быть само собой разумеющимся. Мы не на Украине, а в Чешской Республике. Я уже говорил с министром иностранных дел Мацинко, чтобы такое больше не повторялась».

Он также добавил, что готовится новый закон, ужесточающий пребывание в стране украинцев. Политика поддержали в этом десятки тысяч чехов, которые выступили с обращениями, что украинцам надо возвращаться домой и там прославлять свою страну. «Вот так они пробуждают в нас еще больше ненависти, чем прежде. Как бы они ни старались, у них нет ни уважения, ни почтения к нам, к нашим памятникам, ко всей нашей стране, они не ценят то, что здесь для них делают, так что пусть убираются из Чехии», - считает Vlasta Hajkova.