Павел Александров, международный обозреватель
Как известно, ничто в этом мире не остается без последствий. Особенно это касается жестокого мира капитала. Так, «ковровое» введение президентом США Дональдом Трампом заградительных таможенных пошлин на десятки стран на разных континентах и ударившее, в частности, даже по самым верным союзникам, обернулось тем, что они обратили свои взоры на самого могучего конкурента Вашингтона. Так, к примеру, прямые инвестиции германского капитала в Поднебесной в минувшем году значительно выросли, отмечает влиятельный немецкий еженедельник Die Zeit. Причем рост этот составил более 7 млрд евро, о чем свидетельствуют подсчеты экспертов Института немецкой экономики (IW) в Кёльне, сделанные по заказу агентства Reuters.
Согласно исследованию IW, этот показатель является наивысшим с 2021 года. По сравнению с 2024 годом прямые инвестиции немецкого бизнеса в КНР возросли примерно на 50% и превзошли их примерный средний уровень в 6 млрд евро в период с 2010 по 2024 год. «В целом немецкие фирмы продолжают развивать свою активность в Китае, причем ускоренными темпами», - отмечает руководитель подразделения международной экономической политики, финансовых и рынков недвижимости в IW Юрген Маттес.
При этом совершенно противоположная ситуация имеет место в США. Объем прямых инвестиций компаний из Германии за первый год второго пришествия к власти Дональда Трампа там значительно сократился. Так, за период с февраля по ноябрь 2025 года они уменьшились на 45% до уровня примерно 10,2 млрд евро, указано в другом исследовании экспертов IW. По данным Института немецкой экономики в Кёльне, германские инвестиции в Поднебесной преимущественно финансируются из прибыли китайских дочерних предприятий. То есть прибыль эта не выводится обратно в ФРГ, а реинвестируется на месте. Таким образом, реинвестированные средства в примерном объеме 12 млрд евро значительно превышают объем (7 млрд евро) действительно новых прямых немецких инвестиций.
Несмотря на достаточно специфические условия для ведения бизнеса в Китае иностранными фирмами – например, господдержка местных фирм, искусственно удешевляющая собственную продукцию и затрудняющая для иностранцев конкуренцию. Немцы, имея нынче дело с железной хваткой Дональда Трампа, вынуждены действительно выбирать, какое из этих зол для них менее опасно.
Не случайно и премьер-министр Канады Марк Карни недавно сделал свой выбор в пользу Китая, совершив в Пекин очень продуктивный, на его взгляд, визит, который вызвал у Дональда Трампа крайнее раздражение и обещание обложить продукцию из Канады 100%-й пошлиной. Между тем, заключенное канадцем в Пекине соглашение о сотрудничестве предусматривает, в частности, отмену пошлин Оттавы на китайские электромобили. Ну а Китай в качестве ответной любезности пообещал снять торговые преграды поставкам из Канады ее сельхозпродукции, например рапса. Беспошлинно в Поднебесную с 1 марта 2026 года повезут еще и омаров, крабов и горох.
В совместном заявлении лидеры Канады и Китая провозгласили формирование «нового стратегического партнерства, основанного на взаимном уважении, равенстве и взаимной выгоде», охватывающего пять направлений: энергетика, торгово-экономическое сотрудничество, общественная безопасность, многостороннее взаимодействие, а также культурные и гуманитарные связи. Заключение соглашения с Китаем о сотрудничестве, считает Марк Карни, привлечет масштабные китайские инвестиции в автомобильную промышленность Канады и создаст новые рабочие места, став «примером сотрудничества для всего мира в условиях глобального разделения и неопределенности».
По всей вероятности, отнюдь не случайно вслед за канадским премьер-министром в Пекин во вторник отправился с трехдневным визитом и глава правительства Великобритании Кир Стармер. Правда, следует отметить, что в преддверии своей поездки он высказывался крайне осторожно. Было очень заметно, что больше всего Стармер опасается хоть чем-то разозлить Дональда Трампа. Поэтому британский лидер всячески подчеркивал, что никоим образом не собирается делать какой-либо выбор между США и КНР. При этом местные наблюдатели напоминают, что в программе лейбористов была поставлена задача улучшить отношения с Поднебесной, которые находятся на крайне низком уровне, да и недавнее решение о строительстве в Лондоне масштабного посольства КНР было принято именно сейчас совсем не случайно.
В целом же, всем понятно, что Стармером движет стремление каким-то образом вывести экономику своей страны из поистине бедственного положения. Вашингтон поможет вряд ли, а вдруг удастся согласовать какой-нибудь выгодный проект с Пекином? Но и не навлечь при этом на себя гнев Трампа. Похоже, что миссия не выполнима. Бедный Стармер.