Советник верховного лидера Ирана Али Шамхани допустил возможность прямых переговоров с США после достижения взаимопонимания между сторонами. С таким заявлением он выступил в интервью телеканалу Al Mayadeen.
"Двусторонние переговоры должны начаться на основе достигнутого взаимопонимания и на условиях, что будут избегаться нелогичные и необоснованные требования", - сказал он, подчеркнув, что "достижение консенсуса возможно". "Если переговоры начнутся на условиях, которые я упомянул, то, конечно, существует возможность прямых и непрямых встреч с американской стороной", - отметил Шамхани, отвечая на вопрос о возможных встречах иранской и американской сторон в Турции.
Ранее американский портал Axios со ссылкой на источники сообщил, что личная встреча спецпосланника президента США по миротворческим миссиям Стивена Уиткоффа с главой МИД Ирана Аббасом Арагчи ожидается 6 февраля в Стамбуле. По данным Axios, стороны, как предполагается, обсудят на переговорах "возможную ядерную сделку". Источник ТАСС в свою очередь проинформировал, что потенциальная встреча представителей Ирана и США в Стамбуле пока еще не получила официального статуса, идет проработка.
Как заявил 3 февраля президент республики Реджеп Тайип Эрдоган.Турция готова взять на себя роль посредника в урегулировании разногласий между Ираном и Соединенными Штатами, намерена продолжить соответствующие контакты. "Мы подтверждаем, что готовы играть роль посредника между Ираном и США для снижения напряженности и решения проблем, и продолжим наши контакты в этом отношении", - сказал турецкий лидер в интервью саудовской газете Asharq Al-Awsat. "Мы на всех площадках выражали наше неприятие любых военных шагов против Ирана", - отметил он.
Старший научный сотрудник Центра Ближнего и Среднего востока Института востоковедения РАН Ирина Федорова полагает, что о потенциале возможных переговоров в Турции пока судить трудно: «мы знаем, что США и Иран занимают противоположные позиции по спорным вопросам. Это обогащение урана, наличие обогащенного топлива на территории Ирана, а также уничтожение ракет радиусом действия более 300 км. Недавно глава МИД Ирана Аракчи заявил, что Иран готов ограничить обогащение 20%, но США требуют полного отказа от обогащения. Такая же разница в позициях и по другим вопросам. Поэтому насколько на самом деле, минуя заявления официальных лиц, иранцы готовы уступить США, не ясно. Это не озвучивалось в открытых источниках. Кроме того, не надо забывать, что удары США были нанесены в июне прошлого года в ходе 12-дневной войны как раз на фоне переговоров. То есть переговоры шли, был назначен следующий раунд, но, тем не менее, правительство США пошло на обострение и нанесло удары. Поэтому сказать, что если переговоры в Турции начнутся, то это хотя бы на время избавит Иран от ударов США, нельзя».
По словам эксперта, «что касается роли России в решении ракетно-ядерной программы Ирана сейчас, то была информация, что Россия готова принять около 400 кг высокообогащенного иранского урана на территории России. Об этом говорит и визит секретаря СБ Ирана Али Лариджани, который несколько дней назад был в Москве и встречался с Владимиром Путиным. Это свидетельствует, что Россия оказывает Ирану и моральную поддержку, и поддержку на международных площадках. Но конкретики нет».