Нина Тихонова, международный обозреватель
В Ливии 3 февраля был убит Сейф аль-Ислам, сын бывшего лидера страны Муаммара Каддафи. Он был застрелен представителями неизвестной вооруженной группировки во время прогулки по собственному саду.
До 2011 года, когда североафриканскую страну захлестнули события так называемой "арабской весны", Сейф аль-Ислам играл видную роль при своем отце и считался одним из наиболее вероятных его преемников. Однако в ходе последовавшего вооруженного восстания и интервенции стран НАТО Муаммар Каддафи был свергнут и зверски убит. Его сын попытался бежать из страны, однако его схватили и поместили в тюрьму города Аз-Зинтан. В 2015 году суд в Триполи признал его виновным в военных преступлениях и приговорил к смертной казни. Однако через два года Сейф аль-Ислам был амнистирован и вышел на свободу. Уже в 2021 году он объявил о намерении баллотироваться на пост президента Ливии, но тогда выборы так и не состоялись.
Сам факт убийства вызывает множество вопросов, поскольку, как отмечают ливийские политологи, в Аз-Зинтане, в отличие от ряда других городов и регионов страны, на протяжении последних месяцев сложилась спокойная обстановка, там не отмечалось вооруженных столкновений между различными группировками. Контролирующая город "Бригада 444" оперативно выпустила заявление о своей непричастности к инциденту. В то же время известно, что во время нападения были выведены из строя камеры видеонаблюдения, а убийцы - их было четверо - видимо, прекрасно ориентировались на местности. Местные наблюдатели строят разные версии: от причастности террористических группировок до конфликтов внутри окружения самого Сейфа аль-Ислама, который в последнее время налаживал контакты с местными "Братьями-мусульманами" (деятельность организации запрещена в России), что многим не нравилось.
Как бы то ни было, сам факт убийства сына Муаммара Каддафи более чем наглядно показывает, к чему привела насильственная "демократизация" Ливии. С 2011 года, то есть уже 15 лет, в североафриканской стране не могут стабилизировать ситуацию. Фактически там сложилось двоевластие. В Триполи работает признанное международным сообществом правительство, тогда как на востоке, в Тобруке, проводит заседания парламент, при котором работает свой кабинет министров. До недавнего времени степень раскола была такова, что в Ливии действовало даже два центральных банка, которые, впрочем, достигли соглашения об объединении в 2023 году.
Попытки преодолеть разногласия предпринимались неоднократно. Одна из последних относится к началу 2021 году. Тогда на пост главы правительства в Триполи был избран действующий премьер-министр Абдель Хамид ад-Дбейба. На тот момент он считался компромиссной фигурой для ливийских политических сил как на западе страны, так и на востоке. Однако уже в сентябре того же года парламент страны выразил ему вотум недоверия. Это, тем не менее, не мешает Абдель Хамиду ад-Дбейбе продолжать работу, поскольку этот шаг законодательного органа лишь восстановил уровень раскола в стране.
Впрочем, когда в Ливии говорят о двоевластии, это дает очень упрощенную картину происходящего. Даже внутри двух существующих центров силы нередко случаются свои конфликты. Так, и нескольких месяцев не проходит, чтобы в Триполи не вспыхивали столкновения, в том числе с применением тяжелых вооружений, между различными группировками, лояльными кабинету министров. Борьба идет за территории, за ресурсы, за должности в правительстве. Даже та самая "Бригада 444" в Аз-Зинтане, как признают некоторые местные политологи, формально подчиняется правительству в Триполи, но неизвестно кому именно - МВД, Генштабу или еще какой-либо силовой структуре.
На востоке страны с силами безопасности ситуация значительно лучше. Там действует Ливийская национальная армия во главе с маршалом Халифой Хафтаром. С последним плотные контакты выстраивает Россия. Так, ливийский военачальник посещал Москву в мае прошлого года и присутствовал на Параде Победы. А уже на следующий день он был принят Президентом Владимиром Путиным в Кремле. С Абдель Хамидом ад-Дбейбой российский лидер не встречался, они лишь созванивались в 2021 году, когда тот занял премьерское кресло. Эти контакты дают возможность сделать выводы относительно российских приоритетов на ливийской политической карте.
К тому же известно, что российское предприятие "Гознак" печатает для властей на востоке Ливии банкноты. А в феврале прошлого года в прессе появились сообщения - впрочем, официально Москвой не подтвержденные - о модернизации российскими военными одной из ливийских баз у границы с Чадом. Также в СМИ есть большое количество упоминаний присутствия Африканского корпуса на территории североафриканской страны.
Между тем правительство на западе Ливии активно поддерживает Турция. Еще в 2019 году две страны подписали меморандум о взаимопонимании, касающийся военных вопросов. Это позволило Анкаре направить для поддержки Триполи своих военных. Не остаются в стороне от ливийских событий ни американцы, ни ряд ближневосточных и африканских стран.
Пожалуй, сейчас ситуацию в Ливии можно описать как упорядоченный хаос, который, однако, в любой момент может быть разбалансирован. Убийство Сейфа аль-Ислама способно привести к такому сценарию. И это отражает трагическую истину: страна на карте пока еще существует, но государства там нет уже давно.