Москва исходит из того, что стороны по российско-американскому Договору о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) больше не связаны обязательствами соглашения и свободны в выборе своих последующих шагов. Об этом говорится в заявлении МИД России, обнародованной 4 февраля.
"В сложившихся обстоятельствах исходим из того, что стороны по ДСНВ больше не связаны какими-либо обязательствами и симметричными декларациями в контексте Договора, включая его центральные положения, и в принципиальном плане вольны в выборе своих последующих шагов. При этом Российская Федерация намерена действовать ответственно и взвешенно, выстраивая свою линию в области СНВ на основе тщательного анализа военной политики США и общей обстановки в стратегической сфере", - отметили в министерстве.
Как подчеркнули в дипведомстве, Россия так и не получила от США формальной реакции на свое предложение о соблюдении лимитов по ДСНВ. Там добавили, что такой подход Соединенных Штатов в ситуации с инициативой России по ДСНВ ошибочен и вызывает сожаление.
В МИД отметили, что РФ неизменно готова к "решительным военно-техническим контрмерам в целях купирования потенциальных дополнительных угроз национальной безопасности".
Старший преподаватель МГИМО МИД РФ Алексей Зудин отмечает в этой связи, что «дальнейшее развитие событий зависит от поведения сторон. Каким будет поведение России, Владимир Путин уже сказал. Мы будем внимательно следить за поведением США и принимать соответствующие ответственные решения. А Трамп заявил, что США надеются в дальнейшем заключить более выгодную сделку. Посмотрим. Тем не менее, с отказом принять российское предложение о продлении договора американское руководство и Трамп прежде всего создали очень опасную ситуацию. Ее развитие больше не связано с соблюдением ДСНВ, который соблюдался сторонами длительное время несмотря на все сложности, и несмотря на все обострения отношений. Поэтому российское руководство будет делать все для обеспечения безопасности страны. И не случайно в преддверии истечения договора, Владимир Путин разговаривал с Си Цзиньпином, а потом китайский лидер разговаривал с Трампом. То есть главные субъекты стратегической безопасности провели обмен мнениями по данному вопросу».
Эксперт отмечает, что «Трамп - президент США, значит отказ от договора и есть государственная политика США при всех склонностях Трампа к различным неожиданным и эксцентричным заявлениям и поступкам. То есть в период своего правления Трамп и есть государство. Да, отдельными представителями американского политического класса высказывались опасения, причем в резкой форме, я имею в виду Джеффри Сакса, относительно той ситуации, которая возникнет в мире, если США не примут предложения России продлить договор. Но все остальные молчали. А это тот случай, когда молчание - знак согласия. Поэтому молчание элит и молчание глубинного государства по данному вопросу означает, что они согласны с позицией, которую занял Дональд Трамп. И здесь налицо не только формально-юридическое, но и фактическое воплощение американского государства в Дональде Трампе».