Владимир Блинков, экономический обозреватель
Технологическое соперничество между США и Китаем стало сейчас одной из главных тем в мировой политике и экономике. Обусловлено это тем, что развитие искусственного интеллекта (ИИ), технологии 5G и полупроводниковой отрасли обещает изменить многие сферы жизни - от промышленности и медицины до госуправления и глобальной безопасности. Так что, от того, кто победит в этой гонке зависит многое.
Вашингтон открыто заявляет о намерении сохранить статус технологической сверхдержавы. Американская администрация в последние годы приняла ряд мер по развития технологического сектора, включая финансовые стимулы и государственные инвестиции в критически важные технологические отрасли. Они были закреплены в ряде законов. Наиболее важный из них - закон о чипах и науке, предполагающий выделение государственных субсидий на стимулирование научных исследований и производство полупроводников. В законе также содержатся положения о запрете для получателей финансирования расширять производство полупроводников в Китае и странах, «представляющих угрозу американской национальной безопасности». Кроме того, США стремятся локализировать производство на своей территории: Intel строит два завода по производству чипов в Огайо, Samsung - в Техасе, а тайваньская TSMC- в Аризоне.
Попытки затормозить продвижение Китая в высокотехнологичных секторах активизировалось после прихода к власти Дональда Трампа. Власти США создают барьеры для нарушения цепочек поставок, вводят ограничения на экспорт технологий, оборудования и различных компонентов для производства полупроводников в Китай. Для этого они используют то, что производство оборудования для микроэлектронной промышленности по большей части монополизировано американскими, европейскими, тайваньскими и японскими компаниями и, таким образом, находится в значительной степени под контролем США.
В сложившейся ситуации Китай пытается сформировать промышленную базу для выпуска всего спектра оборудования для микроэлектронной промышленности. С весны 2024 г. Пекин начал реализовывать комплекс мер, включающих ослабление регулирования, выделение масштабного финансирования и срочную мобилизацию ресурсов для наращивания вычислительных мощностей, активизировал привлечение ведущих технологических компаний. Пока процесс по разным направлениям идет с разной степенью успеха, но отставание сокращается. Так, в начале 2025 г. китайский стартап DeepSeek привлек внимание своей моделью ИИ, которая стала символом надежды для национальной технологической отрасли. В то же время пока значительные трудности наблюдаются с созданием оборудования для фотолитографии, хотя определенные успехи имеются и здесь.
На начало 2026 г. ситуация в технологическом соперничестве выглядит следующим образом. США лидируют в генеративном ИИ (компании Nvidia и Adobe), в машинном обучении, в обработке естественного языка, где им принадлежит наибольшая доля революционных патентов (компании Amazon, IBM и Oracle), в обработке аудиоинформации, анализе данных, кибербезопасности и медицинской аналитике, в квантовых вычислениях. Они же возглавляют инновации в области проектирования полупроводниковых устройств, технологиях визуализации, полупроводниковых приборах и сенсорных технологиях. Разработки американских компаний сосредоточены в подотраслях с наиболее высокой добавленной стоимостью. Например, компания Apple запатентовала технологии, распространяющиеся почти на всю цепочку добавленной стоимости от проектирования полупроводников до размещения чипов в корпусах электронных устройств и их защиты. Используя преимущество в производстве ультрасовременных чипов ведущие американские компании инвестируют сотни млрд долл. во все более крупные дата-центры для создания все более сложных ИИ-моделей. «Узким местом» США являются устаревшие энергосети. Лидеры отрасли, включая OpenAI, призвали США предпринять дополнительные шаги для увеличения объема доступной энергии для дата-центров. «Сейчас просто недостаточно энергии», заявил генеральный директор Amazon Энди Джасси.
Китай, в свою очередь, создал более экономичные модели ИИ, способные работать с меньшими вычислительными мощностями, что позволило компаниям DeepSeek, Alibaba и Moonshot вплотную приблизится к американским. Пекин развернул общенациональную компанию по ускорению строительства вычислительных кластеров в таких регионах, как Внутренняя Монголия, где солнечные и ветряные электростанции способны обеспечить их дешевой энергией. Планируется к 2028 г. создать единый вычислительный пул называемых «национальным облаком», что может подорвать американское технологическое превосходство в этой области.
Китай является лидером мирового рынка роботов. Количество действующих роботов в Поднебесной превысило 2 млн ед. еще в 2024 г. и продолжает расти на 10% в год. Он, в частности, мировой лидер по разработкам человекоподобных роботов, а США только на 3-м месте после Японии. Китай также превосходит США в ИИ-инновациях для телекоммуникационной отрасли и авиатранспорта, биометрии и хранении данных. Он вышел вперед в разработке технологий компьютерного зрения, благодаря разработкам Yangtze Memory Technology и Changxin Memory Technology. Превосходит Китай США и по технологиям отображения, обеспечивая около 80% глобальных радикальных новаций.
Энергосистема КНР лучше готова к значительному росту потребления для более широкого использования ИИ. Только за последние 4 года он увеличил мощности больше, чем это сделали США за все время своего существования. По мнению Илона Маска и Дженсена Хуанга энергосистема Китая обеспечит ему значительное преимущество в гонке с США. И в течение ближайших пяти лет энергосистема КНР получит еще более 3,4 ТВт мощностей, что почти в шесть раз больше, чем США.
Главным препятствием для Китая остается зависимость от передовых микрочипов. Отраслевые эксперты полагают, что для создания чипов, сопоставимых с лучшими американскими, Китаю может потребоваться до 10 лет.
Так, что в целом пока рано говорить о том, кто, в итоге, одержит верх в этой гонке, у каждой из сторон есть свои сильные стороны. Но, как отметил американский эксперт Крис Макгуайр «действия Пекина в ИИ показывают, как страна мобилизует все ресурсы, чтобы повторить успех на новом, несравненно более важном технологическом фронте». В итоге, по оценкам аналитиков, к 2030 г. Китай имеет все шансы стать мировым лидером во многих «прикладных» направлениях ИИ, что может кардинально изменить расстановку сил в соперничестве. К таким оценкам присоединяются и руководители ведущих американских компаний. «Очень трудно сказать, насколько далеко мы впереди»…я бы сказал, что не на много», заявил генеральный директор OpenAI Сэм Альтман на слушаниях в Вашингтоне в мае 2025 г. По мнению главы Nvidia Дженсена Хуанга КНР сможет опередить США в создании ИИ благодаря низким энергозатратам и смягчению регулирования. Он обратил внимание на то, что, в отличие от Запада, китайские власти субсидируют мощности дата-центров и электроэнергию. Это особенно важно для местных китайских технологических компаний, которые запускают собственные системы ИИ, для них «электричество фактически бесплатное», указал глава Nvidia.