Президент Франции Эмманюэль Макрон считает, что американский лидер Дональд Трамп презирает Евросоюз и добивается его распада.
Как отметил Макрон в интервью газете Financial Times, нынешняя администрация США "открыто антиевропейская", "проявляет презрение" в отношении ЕС и "желает его расчленения".
Президент Франции также признал, что избранная странами Европы стратегия ведения дел с Соединенными Штатами оказалась нерабочей. "Если в отношении нас открыто проявляют агрессию, я думаю, что мы не должны склонять голову или пытаться достичь соглашения. Мы придерживались этой стратегии месяцами. Она не работает", - сказал он.
В интервью газете Le Monde Макрон также отметил, что "мировой рынок все больше боится американской валюты и ищет альтернативы, поэтому нужно предложить ему европейский долг, - сказал он. - Когда европейский бюджет ограничен, наступает момент запустить общий механизм заимствований для будущих расходов, еврооблигации будущего. Необходимы крупные европейские программы для финансирования лучших проектов. <...> Это беспрецедентная возможность, которая также позволила бы побороть гегемонию доллара".
Глава государства заверил, что предложенная им инициатива не будет распространяться на старые задолженности государств. В то же время он напомнил о словах экс-главы Европейского центрального банка (2011-2019) Марио Драги, который утверждал, что только "зеленые технологии" в ЕС потребуют ежегодно по €800 млрд частных и государственных инвестиций, тогда как вместе с оборонной отраслью эта сумма вырастет до €1,2 трлн.
"В области безопасности и обороны, в области технологий экологического перехода и в области искусственного интеллекта и квантовых технологий мы инвестируем гораздо меньше, чем КНР и США. Если ЕС не предпримет никаких действий в течение трех-пяти лет, он будет вытеснен из этих секторов. И эти инвестиции, если мы хотим сохранить внутренний рынок и не фрагментировать его еще больше, не должны быть отнесены к компетенции отдельных стран. Это должны быть совместные инвестиции", - считает Макрон.
На этом фоне президент Франции поднял вопрос о готовности Евросоюза стать единой державой. По его мнению, это стало бы "выходом из состояния незрелости". Он выразил убеждение в том, что ЕС должен иметь "не 27 отдельных рынков", а единый рынок, охватывающий всех жителей. Также он выступил за объединение рынков капитала, интеграцию энергетических сетей и продолжение работы над общим кодексом делового права. "Мы объединились, чтобы прекратить войны, мы объединились, чтобы создать рынок, но мы всегда запрещали себе думать о совместной власти, поскольку до 1945 года власть означала гражданскую войну между нами", - добавил Макрон.
Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров отмечает, что «Франция всегда говорила об отношениях с США как об отношениях союзников, а не вассала и сюзерена. Поэтому Макрон по сравнению со своими другими коллегами по Европе резко отреагировал по Гренландии, призывал чуть ли не войска туда вводить, открыть там французское консульство. Словом, явно шел вразрез задумкам Трампа. А в последнем интервью он сказал, что Европа пыталась наладить отношения с Трампом, спокойно реагировать, но ничего не получилось. Теперь, мол, нельзя дальше прогибаться, а нужно противостоять трампизму, который нарушает международное право и противоречит трансатлантическому единству. Такая позиция Франции известна давно, и Макрон решил на ней сыграть».
Эксперт отмечает, что «в то же время в Европе сейчас растерянность - они не знают, что делать. Никто не рассчитывал, что трансатлантическое партнерство, которое длилось на протяжении многих десятилетий, вдруг даст сбой и приведет чуть ли не к конфронтации между Европой и США. Такие сателлиты Вашингтона, как страны Балтии и Польша, и некоторые другие боятся резко выступать против США, предпочитая помалкивать, считая, что все как-то само уляжется, Трамп уйдет и все вернется на круги своя. Поэтому в Европе раскол и никакого единства нет, и вообще непонятно, что дальше будет. Европа и дальше будет лишь наблюдать за развитием событий».