Павел Александров, международный обозреватель
Нынешнему главе немецкого кабинета министров Фридриху Мерцу аплодируют у него на родине достаточно редко. Объяснение тому лежит, прежде всего, в экономической плоскости – достаточно жалкое (по привычным для бюргеров представлениям) состояние народного хозяйства страны. Это и длящаяся уже в течение трех лет стагнация экономики, отсутствие каких-либо конкретных результатов от обещанных правительством канцлера Мерца реформ, постоянный рост тарифов на электроэнергию и, как следствие, закрытие десятков предприятий, увольнение сотен рабочих, словом, деиндустриализация бывшего «локомотива европейской экономики».
Во внутренней политике все это сказывается и на рейтинге блока ХДС/ХСС (25%), который уже начинает уступать «нерукопожатной» партии «Альтернатива для Германии» (26%), что не может сильно не беспокоить лидера ХДС, ведь в течение нынешнего года предстоят несколько выборных кампаний в региональные парламенты в разных концах Германии. Тут следует отметить, что у коалиционного партнера ХДС/ХСС в правительстве – СДПГ (16%) – рейтинги еще значительно хуже, хотя социал-демократ министр обороны Борис Писториус и остается, согласно опросам, самым популярным политиком ФРГ. Фридрих Мерц же занимает в этом списке место где-то в начале второй десятки.
В то время, как рассчитывать на симпатии присутствующих, если бы он отважился выступать перед работниками какого-нибудь немецкого автозавода или предприятия химической промышленности, Мерцу надеяться не приходится, аплодисменты русофобов и глобалистов, сопровождавшие его речь на открытии Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, несомненно стали для лидера ФРГ настоящим согревающим душу бальзамом. В ней он постарался, проявив некоторую жесткость по отношению к заокеанскому суверену, потрафить тем, кто не переносит Дональда Трампа, с тоской вспоминает добрые старые времена жизни под американским зонтиком. Впрочем, немецкий канцлер наглядно продемонстрировал и политическую гибкость своего германского позвоночника.
По мнению Мерца, трансатлантический альянс нуждается в обновлении: «Если мы хотим, чтобы у нашего партнерства было будущее, то по обе стороны Атлантики необходимо прийти к осознанию, что вместе мы - сильнее». При этом он констатировал, что «никто не принуждал европейцев к сверхзависимости от США, в которой мы находились до последнего времени». Сейчас, считает глава правительства ФРГ, «трансатлантическое партнерство уже больше не является чем-то само собой разумеющимся. Это произошло сначала в США, а затем и в Европе». Более того, вполне сознавая, что в зале собрались преимущественно его единомышленники, Фридрих Мерц решился озвучить, по его словам, «неприятную правду: между Европой и США разверзлась пропасть». При этом он не преминул выразить свою убежденность в том, что «глобальные задачи мы сможет решить только вместе».
Особенно «трогательно» в этой связи прозвучало и признание Фридриха Мерца, что «как немец» он будет «вечно благодарен Соединенным Штатам». Именно на этом фундаменте после Второй Мировой войны «возникла наша НАТО, ставшая сильнейшим политическим объединением в истории», подчеркнул канцлер, отметив, что без США «быстрое вооружение Европы невозможно». Против кого же вооружается «мирная демократическая ФРГ и вся Европа», стремящаяся, как сказал немецкий канцлер, «обеспечить счастливое будущее для своих детей и внуков»? Ответ для канцлера однозначен: против России, которую можно сначала «истощить, а потом и победить».
Правда, воинственный канцлер все же признал, что «ВВП России достигает примерно двух триллионов евро, что почти в десять раз меньше ВВП Евросоюза, но сегодня Европа отнюдь не сильнее России в десять раз». Поэтому «европейский потенциал должен быть наконец использован полностью – как в военном и политическом отношении, так и в экономическом и технологическом плане», потребовал Мерц с трибуны в Мюнхене. Милитаристский настрой своего главы правительства поддержал в кулуарах и министр обороны Борис Писториус, который заявил корреспондентам, что «главную глобальную опасность в мире представляет собой Россия».
Довольно забавно прозвучали заверения Мерца о том, что «наученная историческим опытом Германия никогда не будет больше стремиться стать в Европе гегемоном». Кто же ему поверит, если уже сейчас видно, что ФРГ делает ставку на милитаризацию своей экономики, обещает создать самую сильную на континенте армию и по любому поводу, отстаивая во всем свое лидерство, конфликтует, в первую очередь, с Францией. Вероятнее всего «гибкость» тезисов Мерца объясняется его опасением вызвать негативную реакцию приехавшего в Мюнхена госсекретаря США Марко Рубио.
После разгромного выступления на прошлогодней Мюнхенской конференции вице-президента США Джей Ди Вэнса русофобский политбомонд Германии с большим напряжением ждал речь Марко Рубио. В конце концов, все выдохнули, вроде бы, с облегчением. При этом многое объясняет заголовок комментария в столичной Tagesspiegel по следам выступления заокеанского гостя: «Вместе с Европой, но по правилам игры Вашингтона». Так, представляющая интересы промышленных кругов ФРГ газета Handelsblatt отмечает, что несмотря на то, что Рубио положительно отозвался о долголетнем партнерстве между США и Европой, американец «потребовал полного изменения направления ее политики».
«США не заинтересованы быть охранником контролируемого упадка Запада. Мы не хотим, чтобы наши союзники были слабыми, т.к. это ослабляет нас», подчеркнул Рубио в своем 25-минутном выступлении. Особенной критике он подверг «неконтролируемую массовую иммиграцию» в Европе, деиндустриализацию и «культ климата». Местные наблюдатели отмечают, что речь Рубио должна «вполне понравиться правым популистам и националистам и вызвать большую озабоченность многих глав государств и правительств», приехавших на нынешнюю Мюнхенскую конференцию.