Тегеран и Вашингтон 17 февраля в ходе второго раунда непрямых переговоров в Женеве достигли понимания по ряду общих вопросов. Об этом сообщило иранское агентство IRNA.
Как заявил глава иранского МИД Аббас Арагчи, Иран и США достигли взаимопонимания по некоторым вопросам, договоренности по которым можно будет включить в проект будущего соглашения по ядерной программе исламской республики. "Были выдвинуты различные идеи, которые серьезно обсуждались, и в итоге нам удалось достичь общего соглашения по ряду руководящих принципов, на основе которых мы будем действовать в дальнейшем и которые войдут в текст возможного соглашения", - заявил он в эфире гостелеканала.
По словам министра, "конкретная дата не была установлена. Было решено, что обе стороны поработают над текстами возможного соглашения, затем мы обменяемся этими текстами и после уже обсудим дату третьего раунда".
Власти Ирана выразили готовность поставить на паузу обогащение урана, а также вывезти часть его запасов за рубеж, пишет газета The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на дипломатические источники.
По ее сведениям, иранские чиновники в беседах с региональными партнерами дали понять, что могут пойти на приостановку обогащения урана на срок до трех лет. Помимо этого, в Тегеране допускают возможность передачи части своих запасов "третьей стороне, такой как Россия".
Кроме того, Соединенные Штаты на переговорах с Ираном могут обсудить возможность получения доступа США к полезным ископаемым исламской республики. Об этом сообщил 16 февраля телеканал CNN со ссылкой на источники.
По его сведениям, подобный пункт уже обсуждался на переговорах Вашингтона и Тегерана в 2025 году, в частности речь шла о том, что в дополнение к соглашениям в ядерной сфере иранские власти могут предоставить США приоритетный доступ к полезным ископаемым, включая редкоземельные металлы, а также нефть и газ. По данным источника телеканала, ожидается, что данный вопрос "будет поднят вновь".
Старший научный сотрудник Центра Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Ирина Федорова отмечает в этой связи, что «идет очень напряженное балансирование между началом реальных боевых действий против Ирана и дипломатическим решением проблемы. Конечно, предложение Ирана об экономическом сотрудничестве и американских инвестициях в экономику Ирана, вплоть до разработки полезных ископаемых, которые позволяли ему так долго держаться в условиях экономических санкций, дают основания для позитивных прогнозов. Но, с другой стороны, не надо забывать, что перед тем, как президента Венесуэлы Мадуро похитили, он тоже предлагал США очень крупную экономическую сделку, которая давала бы доступ США практически ко всем полезным ископаемым Венесуэлы. Но это не предотвратило террористический акт, на который пошло американское правительство, похитив Мадуро. Поэтому шансы на мирное разрешение ситуации вокруг Ирана, с одной стороны, появляются потому, что Иран - это не Венесуэла и в случае реальных военных действий против него, Иран может очень серьезно ответить. Да, это не приведет ни к каким катастрофическим последствиям для США, но даже относительно небольшое количество жизней, которое могут потерять американцы в случае ответных ударов, станет достаточно серьезным ударом по репутации Трампа и США. Поэтому, подводя итог, отмечу, что шансы на мирное решение есть, но угроза военного удара не исчезает, и угроза конкретных военных ударов по территории Ирана, на которых настаивает израильский премьер-министр Нетаньяху, эта угроза никуда не делась. Крайне напряженная обстановка сохраняется».