Москва
10 февраля 2026 / 14:58
Москва
10 февраля 2026 / 14:58
Котировки
USD
10/02
77.6502
0.0000
EUR
10/02
92.0136
0.0000
Политика
В Южной Осетии выбрали... второй тур
Имя нового президента республики станет известно после 8 апреля
Выбрать президента Южной Осетии с ходу не получилось

  Состоявшиеся в Южной Осетии в минувшее воскресенье выборы президента  пока не выявили победителя. Предстоит второй тур, в который вышли бывший глава КГБ республики Леонид Тибилов и уполномоченный по правам человека Давид Санакоев.  Они набрали соответственно 42,48 и 24,28 % голосов избирателей. Посол Южной Осетии в России Дмитрий Медоев набрал 23,79%, а лидер Компартии республики Станислав Кочиев – 5,26 % голосов. Второй тур выборов пройдет 8 апреля и будет признан состоявшимся при явке в 30% от числа внесенных в списки избирателей - их количество превышает 34 тыс. человек.

  Итоги прошедших выборов после всех скандальных историй, которые им предшествовали, естественно, встретили неоднозначную реакцию и в самой Южной Осетии, и за рубежом. Напомню, что на состоявшихся 27 ноября прошлого года президентских выборах победу одержала Алла Джиоева. Однако Верховный суд Южной Осетии отменил результаты голосования, усмотрев серьезные нарушения в ходе выборов.

    Джиоева и ее сторонники долго протестовали, собирая многочисленные манифестации, проводя акции протеста, но это ни к чему не привело. Назначенная Джиоевой  на 10 февраля собственная инаугурация так и не состоялась, а сама она подверглась хулиганскому нападению, оказалась в больнице и была отстранена от новых выборов.

  Их законность Джиоева не признает, называя голосование "нелигитимным". Не признает выборы, прошедшие 25 марта, и Европейский Союз. Пресс-служба представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Кэтрин Эштон заявила, что «Европейский Союз не признает конституционные и правовые рамки, в которых проводились выборы президента Южной Осетии».

  В документе подчеркивается и другой момент: ЕС признает территориальную целостность и суверенитет Грузии , определенные международным правом. Ранее с заявлением о непризнании выборов президента Южной Осетии  выступили США, НАТО, Польша, Чехия, Грузия и Азербайджан.

   Можно, конечно, спорить о том, правильно ли была отстранена от выборов Алла Джиоева, законной ли была ее победа на ноябрьских выборов и были ли основания у Верховного суда для отмены итогов тех выборов. Можно говорить о том, что  Джиоева – креатура известного спортсмена, старшего тренера сборной России по вольной борьбе Дзамболата Тедеева (человека с неоднозначной репутацией), и ее приход к власти означал бы на самом деле власть клана Тедеевых, хотя сама Джиоева это отрицает. Но в любом случае стоит пожалеть о неучастии в выборах Джиоевой – популярного в Южной Осетии политика, которую за решительность и твердость называют «Сталин в юбке» и «Осетинская Жанна д Арк».

   Что касается позиции непризнания прошедших выборов, занятой ЕС и рядом стран, то эта позиция легко объяснима.  США и НАТО давно уже безоговорочно поддерживают Грузию, видя в ней единственный свой реальный оплот на Южном Кавказе. Поэтому они и не признают независимости Абхазии и Южной Осетии, а раз так, то и выборы президента в Южной Осетии для них нелигитимны. Аналогична и позиция Европейского Союза, большая часть которого состоит в Североатлантическом блоке и является союзником США.

   Конечно, и Грузия, продолжающая считать Абхазию и Южную Осетию неотъемлемой частью своего государства, не признает законными прошедшие президентские выборы. Можно понять и позицию Азербайджана, отказывающегося признать их законность. Ведь Азербайджан сталкивается с аналогичной ситуацией в Нагорном Карабахе. Баку не признает независимость НКР (Нагорно-Карабахской республики), которую считает незаконным образованием, и исходя из этой логики,  поддерживает позицию Грузии в отношении Южной Осетии.

  А Польша и Чехия, заявившие о непризнании выборов в Южной Осетии, просто копируют позицию тех, в чьей лодке они сейчас плывут – США, НАТО и Евросоюза. Так что другого от Варшавы и Праги трудно было и ожидать.

   Россия, первой признавшая независимость Южной Осетии после грузинской агрессии против этой республики в августе 2008 года, пока не высказала своего отношения к прошедшим выборам.  Но, думается, если в ходе выборов не было никаких серьезных нарушений, то Москва, предоставляющая  народу Южной Осетии самостоятельно решать, какой президент ему нужен, безоговорочно признает их законность. Главное, чтобы не было сомнений в «чистоте» выборов, в честном подведении их итогов.

  Что касается прогнозов на второй тур, то очевидно, что безусловным фаворитом считается победитель первого тура Леонид Тибилов, имеющий поддержку и во властных структурах, и у значительной части населения. Он обещает навести порядок в республике, развернуть борьбу с коррупцией и обеспечить законность на всех уровнях жизни общества.

  Бывшему главе КГБ многие склонны верить, о чем и говорят итоги первого тура. Однако расклад сил может измениться в оставшееся до второго тура время. Многое зависит от того, кому отдадут свои голоса сторонники выбывших из президентской гонки Медоева и Кочиева. Нельзя  также считать, что результаты соперничества двух претендентов предопределены, и у Давида Санакоева нет никаких шансов.

  В любом случае важен сам факт состоявшихся выборов, который означает, что начавшаяся в ноябре прошлого года выборная эпопея близится к завершению,  и меньше, чем через две недели, Южная Осетия получит, наконец, нового руководителя республики.