
В создании американской ПРО в Европе по прежнему главенствует логика односторонних шагов США без учета мнений России: с отменой четвертого этапа развертывания системы ПРО ее угроза после первого, второго и третьего этапов для российских СЯС сохраняется, а устранение этой угрозы продолжает оставаться одной из важнейших задач в поддержании военно-стратегического паритета в Европе. Реализация Америкой планов по ПРО остается наиболее проблемным вопросом во взаимоотношениях России с США и НАТО.
Выступая 23 мая перед участниками Международной конференции "Военные и политические аспекты европейской безопасности", руководитель администрации президента РФ Сергей Иванов отметил, что одним из ключевых элементов глобальной безопасности на сегодняшний день является создание американской глобальной противоракетной обороны. "Развитие ситуации здесь прямо влияет на глобальную безопасность и стабильность", - подчеркнул Сергей Иванов.
К сожалению, ситуация по данной проблеме развивается без учета интересов Российского государства и продолжает оставаться наиболее проблемным вопросом взаимоотношений России с США и НАТО. Здесь по-прежнему главенствует логика односторонних шагов США без учета мнений РФ, "когда неизбежно размывается принцип равной безопасности и взаимного доверия" между РФ и США.
В настоящее время в России и США продолжются дискуссии по вопросам создаваемой ПРО, возможного сотрудничества наших государств в этой сфере. При этом в центре внимания является вопрос, связанный с корректировкой планов США в отношении четвертого этапа развертывания ЕвроПРО, представляющего особую угрозу российским СЯС. "…Мы оцениваем эти шаги наших американских партнеров позитивно. Вместе с тем от самой программы никто не отказывается, она осуществляется, вопрос времени только: когда и где какие элементы этой системы ПРО будут реализованы", - заявил Владимир Путин на совещании по воздушно-космической обороне в Санкт-Петербурге.
По заявлению ряда экспертов, США пошли на отмену четвертого этапа создания ЕвроПРО с целью снижения озабоченности России по этим вопросам. Однако вряд ли это соответствует действительности, а Соединенные Штаты, как обычно, проявляют лукавство по отношению к РФ. Как отметил 15 мая после заседания Совета Россия-НАТО заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Александр Постников, объявленные Соединенными Штатами изменения в программе ПРО продиктованы в основном экономическими и технологическими проблемами. В главном же принципиальных изменений ранее заявленных планов США и НАТО нет, и несколько измененная система ЕвроПРО так же представляет угрозу ядерному потенциалу РФ.
Более того, отмена четвертого этапа, оказывается, - дело временное, так как это вовсе не отмена, а перенос. По заявлениям американских специалистов, четвертый этап будет реализован после 2018 года, примерно до 2022 года. В американских планах по ПРО много других нюансов и деталей, которые сложно трактовать однозначно. В силу этого тема ПРО продолжает оставаться предметом острых политических разногласий и отличающихся друг от друга военно-технических оценок.
Анализ хода дискуссий по ПРО в США свидетельствует, что здесь сохраняется довольно большое число противников идеи активизации переговорного процесса по ПРО с Россией и каких-либо уступок ей по данному вопросу. Не является исключением и американский конгресс. Республиканцы в конгрессе США хотят запретить администрации Барака Обамы предоставлять России какую либо секретную информацию в области ПРО. При этом отдельные законодатели полагают, что Россия не является надежным союзником США, и потому ей не следует предоставлять информацию об американской ПРО.
В то же время заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Роуз Готтемюллер, выступая на Международной конференции в Москве "Военные и политические аспекты европейской безопасности", лицемерно заявила, что ее страна не останавливается в поиске путей сотрудничества с Россией по ПРО. "США продолжают искать пути сотрудничества с Россией по ПРО, поскольку сотрудничество в этой сфере в наших общих интересах", - сказала она. И подчеркнула, что Россия может не опасаться того, что каким-то образом действия США могут подорвать ее стратегический потенциал.
В свою очередь заместитель генерального секретаря НАТО Дирк Бренгельманн на той же конференции заявил, что Россия и страны НАТО должны сформировать юридические обязательства по безопасности. При этом он ничего не сказал, как и представитель госдепа США, о юридически обязывающих гарантиях по ПРО. "Россия все еще сомневается в наших заверениях, - лишь отметил представитель НАТО. – Диалог должен становиться более прозрачным". Красиво сказано, но это, как и прежде, только слова.
В дискуссию по ПРО активно включились американские СМИ. В этом контексте примечательной является статья "Путинская демонстрация силы" военного обозревателя Билла Гертца в газете "Вашингтон Пост". В статье отмечается, что "Россия занята масштабным наращиванием своих ядерных и неядерных средств противоракетной обороны, одновременно пытаясь наложить юридические ограничения на американскую ПРО", и что при этом "администрация (Обамы) скрывает свидетельства о наращивании российской обороны". Вместо этого, говорится в статье, Белый дом "в спешном порядке стремится открыть с Россией сомнительные переговоры по ПРО, цель которых – развеять опасения Москвы, не направлены ли оборонительные системы США и НАТО против ее стратегических арсеналов".
В тесном единстве с проблемой ПРО выступает вопрос сокращения в США и РФ стратегического ядерного оружия. Выступая в Берлине, президент США Барак Обама предложил провести одновременное сокращение ядерных арсеналов США и РФ на треть. Об этом же он писал в письме Владимиру Путину в апреле месяце и говорил на саммите "Большой восьмерки" в июне. По этому поводу представляют интерес оценки, высказанные вице-премьером РФ Дмитрием Рогозиным, который, выступая перед журналистами, выразил сомнение в ценности предложения президента США. "Это (инициатива Обамы) означает либо не понимать сути, либо откровенно врать, блефовать, лукавить, либо демонстрировать глубокий непрофессионализм… Высшее руководство России не может воспринимать эти заявления всерьез".
Дмитрий Рогозин считает, что невозможно ставить вопрос о сокращении ядерного потенциала и одновременно развивать ПРО, способную к перехвату ядерного потенциала другой страны. По его словам, США отказываются от всяких ограничений в отношении ПРО. В том числе, по географии размещения: "Никаких гарантий не собираются давать насчет незахода морского флота США с системами ПРО в северные моря – Баренцево, Балтийское, Северное и т.п. Нет гарантий, что не будет новых позиционных районов рядом с РФ".
Вполне определенную, принципиальную позицию Москвы по ПРО в этом контексте озвучил начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Валерий Герасимов: "Россия будет сокращать стратегические наступательные вооружения только будучи уверенной, что развитие глобальной ПРО США не подрывает ее потенциал ядерного сдерживания". "Эта мысль четко зафиксирована в одностороннем заявлении РФ. В случае качественного и количественного наращивания возможностей американской ПРО, создающей угрозу нашим стратегическим ядерным силам, мы будем решать, оставаться в этом договоре (Пражский Договор СНВ-3 от 2010 года) или нет", - сказал Валерий Герасимов.
Затронул начальник российского Генштаба и вопрос реакции России на разворачиваемую американскую систему ПРО. В частности, на Конференции по евробезопасности генерал армии Валерий Герасимов заявил: "Комплекс военно-технических мероприятий, направленных на нейтрализацию возможного отрицательного влияния глобальной системы ПРО США на потенциал российских ядерных сил, уже разработан, и мы этого не скрываем". Реализация системы нейтрализации, по словам В.Герасимова, будет зависеть от российских оценок способности ПРО США и НАТО ослабить потенциал российских ядерных сил. А "сокращать стратегические наступательные вооружения Россия будет тогда, когда будет уверена в паритете с США и если ПРО американцев не будет угрожать ядерному потенциалу России".
По сообщению российских СМИ, активную позицию в дискуссии по ПРО занимает и высшее военно-политическое руководство России. В частности, сообщалось, что президент РФ Владимир Путин провел специальное совещание руководящего состава Министерства обороны РФ по вопросам ПРО, на котором были рассмотрены вопросы противодействия существующим в США и странах НАТО системам ПРО и создания у нас новых противоракетных систем. "Мы не можем допустить, чтобы был нарушен баланс системы стратегического сдерживания, чтобы была снижена эффективность наших ядерных сил", - считает Владимир Путин.
Примечательным в этом контексте является сообщение об успешном испытании в июле месяце новой российской МБР, которой не смогут противостоять системы ПРО США. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин назвал эту ракету "убийцей ПРО". "Ни современные, ни перспективные американские средства ПРО не смогут удержать эту ракету от того, чтобы попасть точно в яблочко", заявил вице-премьер, подчеркнув, что Россия и дальше будет наращивать мощь, "которая позволит нам обеспечить для себя абсолютную свободу действий в случаях, если наша страна будет подвергаться агрессии".
Позиция России по проблеме ПРО была всесторонне отражена на Международной конференции "Военные и политические аспекты европейской безопасности" в приветствии участникам конференции президента РФ, выступлениях главы президентской администрации, министра обороны РФ, министра иностранных дел РФ, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Так что диалог по ПРО со стороны России идет прозрачно, конструктивно, честно и открыто, чего мы ожидаем и от наших партнеров в США и других странах НАТО. Дискуссия по ПРО продолжается.