Москва
1 июня 2025 / 10:16
Москва
1 июня 2025 / 10:16
Котировки
USD
01/06
78.6171
0.0000
EUR
01/06
89.2512
0.0000
Общество
Быть ледоколу "Арктика" музеем или нет?
Знаменитый атомный ледокол "Арктика" ржавеет у причала в Мурманске, ожидая утилизации
31 октября 2013 / 17:50
атомный ледокол "Арктика"
атомный ледокол "Арктика"

Знаменитый атомный ледокол "Арктика" - тот самый, который первым в мире дошел до Северного полюса, ржавеет у причала в Мурманске, ожидая утилизации. Казалось бы, гораздо логичнее превратить его в музей, научный арктический центр, потому что "Арктика" это - целая эпоха в истории страны…

У корабля, как и у человека, - своя судьба. "Арктике" на роду было написано стать первым в мире ледоколом, прорубившим вечное ледовое поле и достигшим "макушки планеты".

Атомоход был построен на Балтийском заводе в Ленинграде. В апреле 1975 года он был спущен на воду, а через два года отправился в свой знаменитый ледовый поход. На "Арктику", по мощности вдвое превосходившую своего атомного собрата ледокол "Ленин", возлагались большие надежды, связанные с достижением точки Северного полюса.

Арктическая экспедиция взяла старт в Мурманске 9 августа 1977 года и продолжалась до 22 числа, руководил ею министр морского флота Тимофей Гуженко. В первом ледовом походе к полюсу принимали участие 207 человек - члены экипажа, моряки и особая группа научных и технических специалистов из Центрального научно-исследовательского бюро имени Крылова, сотрудники Института атомной энергии имени Курчатова и др. Перед учеными стояла задача впервые в истории проложить судоходный маршрут к Северному полюсу. Толщина ледового покрова Северного ледовитого океана в зимнее время достигает десяти метров, и требовалось строго просчитать все возможные нагрузки на корпус атомохода. Сделать это было непросто, поскольку подобного опыта эксплуатации судов не было.

Стартовать участники экспедиции намеревались в конце июля, в самое теплое время года в Арктике. Однако перед отплытием выяснилось, что некоторые элементы реакторов на ледоколе требуют замены. На доработку дали ровно одну неделю, и пришлось трудиться в авральном режиме. Иначе экспедицию пришлось бы отложить на будущий год. Атомщики не подвели, и "Арктики" отправилась на Северный полюс в намеченный срок.

"Макушки планеты" ледокол достиг через 8 дней, 17 августа. В 4 часа утра по московскому времени с борта на лед спустились все участники экспедиции. Они установили в географической точке Северного полюса 10-метровый стальной стержень с флагом Советского Союза. Старший техник атомохода Рафик Булатов из куска резины смастерил сувенирный почтовый штемпель с надписью: "Северный полюс. Атомный ледокол "Арктика". 17 августа 1977 г." Так советские полярники запечатлели на скрижалях первенство страны в морском покорении Северного полюса.

Позднее уникальной "печатью Булатова" были проштампованы две сотни советских конвертов, открыток и фотографий.

Все участники ледового похода были награждены государственными орденами и медалями, звания "Герой Социалистического Труда" удостоились капитан ледокола Юрий Кучиев, главный механик Олег Пашнин, старший мастер атомной установки Фидус Асхадуллин и руководитель экспедиции министр морского флота Тимофей Гуженко. Лобовую надстройку ледокола украсил орден Октябрьской революции.

Не меньшего уважения заслуживают и другие страницы биографии ледокола. Осенью 1983 года в восточном секторе Арктики сложилась тяжелая ледовая ситуация. Караван судов отечественного торгового флота, который вез на Чукотку продовольствие и топливо, безнадежно сковали льды. "Арктика" вызволила десятки транспортных судов и дизель-электрических ледоколов из хрустального плена океана.

У атомохода есть еще одно уникальное достижение. Ровно год - с мая 1999 по май 2000 года - судно отработало "на плаву", без захода в морские гавани, тем самым продемонстрировав высочайшую надежность в условиях Крайнего Севера.

В середине 90-х годов прошлого века встал вопрос о завершении эксплуатации ледокола в соответствии с проектными сроками. Для судов, которые уже изрядно потрудились на трассах Северного морского пути, была разработана Программа продления ресурсов атомных ледоколов, и к ней прибегли. Выполнение программы позволило продлить ресурс работы реакторной установки "Арктики" до 175 тысяч часов при изначальных 100 тысячах, и теперь судно могло эксплуатироваться еще 5-7 лет. Это было очень кстати, поскольку в стране негативно изменилась экономическая ситуация, грянул дефолт, что сдерживало строительство атомоходов нового поколения.

Еще 5-6 лет "Арктика" осуществляла проводку научно-исследовательских судов по Северному морскому пути, обеспечивала работу по высадке экспедиций на дрейфующие полярные станции. И все бы хорошо, но в 2008 году закончился срок действия документов Морского регистра России, подошел к концу запас топлива, была остановлена ядерная энергетическая установка. Еще через три года с "Арктики" был снят экипаж, а само судно поставлено на приколе в мурманском порту. И теперь оно ждет утилизации.

Для ветеранов атомного флота России сохранить "Арктику" - дело исторической важности. "Ледокол-ветеран - символ присутствия России в Арктике. Такой флот есть только у нас, только мы пишем его историю, и наш долг ее беречь. "Арктика" - символ отважных, гордых традиций совершать невозможное и достигать недоступного", - считает Анатолий Лемехов, капитан судна с 1981 по 1984 годы.

Слова всех, кто когда-то нес вахту на судне, были услышаны в Русском географическом обществе. Была создана полярная комиссия, которую возглавил директор санкт-петербургского Музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский. Он выступил с инициативой превратить атомный ледокол "Арктика" в корабль-музей. Кстати, государству это обойдется в четыре раза дешевле, чем утилизация.

"Атомоход с такой историей не может пойти под нож, он, безусловно, должен стать музеем, причем, петербургским, - считает Виктор Боярский. - В Мурманске музей на воде уже есть, это - атомоход "Ленин". Проблема состоит в том, чтобы безопасно извлечь с "Арктики" атомный реактор, однако она разрешима".

С этим согласны специалисты Научного исследовательского центра "Курчатовский институт": после выгрузки топлива реактор не представляет опасности. Они поддержали инициативу создания на базе ледокола музея и готовы оказывать поддержку в решении этого вопроса.

Ледоколу надлежит пройти процедуру превращения из атомного судна в обычное, получить лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору России. Далее его состояние будут контролировать специалисты.

За спасение жизни ледокола и придание ему нового назначения - быть музеем подключилась общественность. В Интернете создан сайт, где собираются подписи в защиту "Арктики" - на данный момент за сохранение ледокола выступило почти 20 тысяч человек.