
В первой половине марта текущего года в Тбилиси состоялась выездная сессия военного комитета НАТО, на которой в числе особо важных проблем обсуждался вопрос безопасности Черного моря. «Грузия будет не просто участвовать в безопасности Черноморского региона, но и обеспечивать эту безопасность», - подчеркнул председатель военного комитета Североатлантического альянса Петр Павел. Как заявил Ливан Изория, министр обороны Грузии, страна готова предоставить свою наземную инфраструктуру для различных учебных целей альянса в рамках усиления безопасности Черного моря. Кроме того, начальник генерального штаба вооруженных сил Грузии генерал Владимир Чачибая предложил создать у порта Поти базу береговой охраны Североатлантического союза.
Стремление Тбилиси всячески угождать блоку не ново. Напомним, что на прошедшей 8-9 июля 2016 года в Варшаве сессии стран-участниц блока НАТО значительное внимание было уделено расширению сотрудничества Грузии с альянсом. В частности, страны НАТО «приветствовали участие Грузии в стратегических обсуждениях черноморской безопасности».
В связи с вхождением Крыма в состав России этому вопросу уделяется особое внимание. По мнению грузинского оборонного ведомства именно на этой сессии было заявлено, что если НАТО примет какое-либо решение по Черному морю, то республика намерена участвовать в обсуждении планов по действиям Североатлантического союза в данной зоне.
Напомним, военно-политический блок объявил о намерении расширить присутствие военно-воздушных и военно-морских сил союзников в Черноморской акватории. Военные учения ВМС стран НАТО в этой зоне стали проводится с удивительно частым постоянством и привлечением все больших сил и средств. В частности, в прошедших в феврале текущего года учениях ВМС НАТО «Щит моря» приняли участие почти три тысячи военных из восьми стран, в том числе из Румынии и Украины. По заявлению генсека блока Йенса Столтенберга, присутствие альянса в Черном море будет увеличено из соображений "обороны и безопасности". Ну, а Грузия, являющаяся черноморской страной, должна пройти "дорожную карту" утвержденных НАТО подготовительных мероприятий. В частности, выполнить «План действий по членству» (ПДЧ). Тбилиси с 2008 года надеется получить приглашение участвовать в этой официальной программе по принятию в альянс новых членов. Согласно утверждениям НАТО, предоставление Грузии ПДЧ оттягивается из-за того, что среди стран-членов блока пока нет единства по данному вопросу.
Несмотря на отсутствие консенсуса, но в целях расширения сотрудничества с Грузией, Североатлантический союз в августе 2016 года открыл в республике Совместный тренировочный и оценочный центр НАТО, а в конце июня того же года - Школу институционального строительства обороны. Центр НАТО предназначен для совместных тренировок военнослужащих из стран Североатлантического союза и грузинских военных. Что касается Школы институционального строительства обороны - это единственный образовательный центр в регионе, где будут обучать специалистов в соответствии со стандартами и методологией НАТО. Здесь целесообразно упомянуть, что после неудавшейся в августе 2008 года авантюры Грузии в отношении Южной Осетии все воинские подразделения грузинской армии проходят переподготовку и перевооружение. Кто в этом участвует? Конечно военные специалисты из блока НАТО.
На предстоящей 25 мая 2017 года сессии Североатлантического союза вопрос об интеграции Грузии в альянс рассматриваться не будет, заявил министр иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе. «Мы концентрируемся на саммите НАТО в 2018 году, на котором будут представлены наши приоритеты», - подчеркнул он на слушаниях в грузинском парламентском комитете. В 2017 году Грузия продолжит активное сотрудничество с альянсом. В частности, в мае состоится сессия парламентской ассамблеи НАТО, в которой примет участие грузинская делегация.
Безусловно, сближение Грузии с Североатлантическим союзом не может не вызывать беспокойства у России. Интеграция Грузии в НАТО может нарушить стабильность в Закавказье, и это, судя по всему, уже начинает происходить. В данной связи российское руководство будет вынуждено принять меры для обеспечения безопасности в регионе.