В мае 2004 на своем очередном заседании Высший военный совет Турции (ВВСТ), возглавляемый премьер-министром, наряду с обсуждением проблем строительства ВС, рассмотрел вопрос о национальном ВПК. По итогам проведенных дебатов был сделан вывод о том, что в своем нынешнем состоянии ВПК не может обеспечить реализацию принятого руководством страны курса на «самодостаточность» в военной сфере. Так, согласно представленным членам ВВСТ данным, в 2003 году предприятия оборонной промышленности удовлетворяли потребности ВС в вооружении, военной технике и имуществе военного назначения лишь на 20% (для сравнения: в Израиле – 79%, в Южной Корее – 48%, в Италии – 66%).
Во второй половине 2004 года Управление оборонной промышленности Турции (УОПТ), занимавшееся поиском путей повышения эффективности работы предприятий ВПК, выступило с идеей слияния небольших фирм, занимающихся бизнесом в авиастроительной отрасли. Однако после обсуждения в различных инстанциях эта идея была трансформирована коренным образом, приобретя принципиально иной смысл и масштаб. По сути дела, инициатива УОПТ послужила катализатором для принятия руководством страны новой концепции развития оборонной промышленности и разработке на ее основе плана реструктуризации ВПК.
Этот план предусматривает слияние крупнейших компаний, производящих однотипные вооружения, а также создание производственного объединения под названием «Холдинговое акционерное общество турецкой оборонной промышленности» (Türk Savunma Sanayi Holding A.Ş.). В состав объединения войдут компании, часть собственности которых принадлежит правительству или министерству национальной обороны. Холдинг будет также владеть контрольными пакетами акций в ключевых компаниях национального ВПК, таких как компания аэрокосмической промышленности TAI, компания по производству программного обеспечения военного назначения HAVELSAN, компания военно-электронной промышленности ASELSAN, компания по производству ракетных вооружений ROKETSAN, компания по производству боеприпасов MKEK.
По заявлению одного из высокопоставленных правительственных чиновников, 25 февраля план реструктуризации ВПК был утвержден на заседании Совета национальной безопасности. При рассмотрении этого вопроса с соответствующим докладом выступил советник УОПТ Мурат Баяр, который сформулировал следующие цели плана:
а) повысить уровень конкурентноспособности турецких производителей на мировом рынке вооружений;
б) создать базу для производства национального программного обеспечения, используемого в военных целях;
в) путем слияния оборонных фирм и предприятий повысить эффективность управления национальным ВПК, создать условия для концентрации средств военного бюджета на решении наиболее приоритетных задач, исключить возможность дублирование работ по созданию новых образцов вооружения и военной техники;
г) к 2010 году поднять ВПК на уровень, позволяющий обеспечивать ВС программным обеспечением, информационными системами, системами спутниковой связи, системами управления ракетным оружием, средствами радиоэлектронного противодействия.
По утверждениям разработчиков плана, в результате его реализации через пять лет национальный ВПК сможет удовлетворять потребности турецких ВС в вооружении и военной техники на 50%.
Ожидается, что план начнет претворяться в жизнь примерно с конца апреля с.г., когда будут решены соответствующие технические проблемы.
Тем не менее в качестве первого шага на пути реализации плана реструктуризации ВПК Турции, очевидно, можно рассматривать предстоящее объединение двух крупнейших авиастроительных компаний – турецко-американской акционерной компании аэрокосмической промышленности «TUSAŞ аэроспейс индастри» (TAI) и национальной компании авиационной промышленности «Türkiye Uçakçılık Sanai A.Ş.» (TUSAŞ), хотя соответствующее решение было принято еще до утверждения плана.
В январе с.г. TUSAŞ выкупила все акции TAI, принадлежавшие американским фирмам, получив в свое распоряжение 98% акций. Это означает, во-первых, фактическое слияние этих двух компаний и их дальнейшую деятельность под одним названием, а во-вторых – перевод TAI под контроль государства по той причине, что государству принадлежал контрольный пакет акций в TUSAŞ.
В деловых кругах Турции идея повышения эффективности функционирования отечественного ВПК за счет создания государственных компаний, обладающих монопольным правом на производство определенных видов вооружения и военной техники, была воспринята с большой долей скептицизма. Противники плана реструктуризации ВПК указывают на ряд негативных последствий, сводящих на нет ожидаемые выгоды, а именно:
- компании-монополии в условиях отсутствия конкуренции утрачивают стимул к совершенствованию ТТХ производимых образцов вооружения и военной техники и получают возможность устанавливать завышенные цены на продукцию;
- механизм сдержек и противовесов в системе военных закупок перестает нормально работать. Руководство ВС и ВПК, ставящие во главу угла корпоративные интересы, получают дополнительные рычаги для их лоббирования, а УОПТ, которое должно стоять на страже государственных интересов оказывается под слишком сильным давлением со стороны компаний-монополий.
Во второй половине 2004 года Управление оборонной промышленности Турции (УОПТ), занимавшееся поиском путей повышения эффективности работы предприятий ВПК, выступило с идеей слияния небольших фирм, занимающихся бизнесом в авиастроительной отрасли. Однако после обсуждения в различных инстанциях эта идея была трансформирована коренным образом, приобретя принципиально иной смысл и масштаб. По сути дела, инициатива УОПТ послужила катализатором для принятия руководством страны новой концепции развития оборонной промышленности и разработке на ее основе плана реструктуризации ВПК.
Этот план предусматривает слияние крупнейших компаний, производящих однотипные вооружения, а также создание производственного объединения под названием «Холдинговое акционерное общество турецкой оборонной промышленности» (Türk Savunma Sanayi Holding A.Ş.). В состав объединения войдут компании, часть собственности которых принадлежит правительству или министерству национальной обороны. Холдинг будет также владеть контрольными пакетами акций в ключевых компаниях национального ВПК, таких как компания аэрокосмической промышленности TAI, компания по производству программного обеспечения военного назначения HAVELSAN, компания военно-электронной промышленности ASELSAN, компания по производству ракетных вооружений ROKETSAN, компания по производству боеприпасов MKEK.
По заявлению одного из высокопоставленных правительственных чиновников, 25 февраля план реструктуризации ВПК был утвержден на заседании Совета национальной безопасности. При рассмотрении этого вопроса с соответствующим докладом выступил советник УОПТ Мурат Баяр, который сформулировал следующие цели плана:
а) повысить уровень конкурентноспособности турецких производителей на мировом рынке вооружений;
б) создать базу для производства национального программного обеспечения, используемого в военных целях;
в) путем слияния оборонных фирм и предприятий повысить эффективность управления национальным ВПК, создать условия для концентрации средств военного бюджета на решении наиболее приоритетных задач, исключить возможность дублирование работ по созданию новых образцов вооружения и военной техники;
г) к 2010 году поднять ВПК на уровень, позволяющий обеспечивать ВС программным обеспечением, информационными системами, системами спутниковой связи, системами управления ракетным оружием, средствами радиоэлектронного противодействия.
По утверждениям разработчиков плана, в результате его реализации через пять лет национальный ВПК сможет удовлетворять потребности турецких ВС в вооружении и военной техники на 50%.
Ожидается, что план начнет претворяться в жизнь примерно с конца апреля с.г., когда будут решены соответствующие технические проблемы.
Тем не менее в качестве первого шага на пути реализации плана реструктуризации ВПК Турции, очевидно, можно рассматривать предстоящее объединение двух крупнейших авиастроительных компаний – турецко-американской акционерной компании аэрокосмической промышленности «TUSAŞ аэроспейс индастри» (TAI) и национальной компании авиационной промышленности «Türkiye Uçakçılık Sanai A.Ş.» (TUSAŞ), хотя соответствующее решение было принято еще до утверждения плана.
В январе с.г. TUSAŞ выкупила все акции TAI, принадлежавшие американским фирмам, получив в свое распоряжение 98% акций. Это означает, во-первых, фактическое слияние этих двух компаний и их дальнейшую деятельность под одним названием, а во-вторых – перевод TAI под контроль государства по той причине, что государству принадлежал контрольный пакет акций в TUSAŞ.
В деловых кругах Турции идея повышения эффективности функционирования отечественного ВПК за счет создания государственных компаний, обладающих монопольным правом на производство определенных видов вооружения и военной техники, была воспринята с большой долей скептицизма. Противники плана реструктуризации ВПК указывают на ряд негативных последствий, сводящих на нет ожидаемые выгоды, а именно:
- компании-монополии в условиях отсутствия конкуренции утрачивают стимул к совершенствованию ТТХ производимых образцов вооружения и военной техники и получают возможность устанавливать завышенные цены на продукцию;
- механизм сдержек и противовесов в системе военных закупок перестает нормально работать. Руководство ВС и ВПК, ставящие во главу угла корпоративные интересы, получают дополнительные рычаги для их лоббирования, а УОПТ, которое должно стоять на страже государственных интересов оказывается под слишком сильным давлением со стороны компаний-монополий.