Москва
3 июля 2025 / 16:15
Москва
3 июля 2025 / 16:15
Котировки
USD
03/07
78.6540
0.0000
EUR
03/07
92.6774
0.0000
Экономика
Быть ли Транскаспийскому трубопроводу?
Проект испытывает трудности из-за коммерческих и ресурсных проблем
28 августа 2018 / 14:27
Быть ли Транскаспийскому трубопроводу?

Длящаяся почти четверть века «каспийская сага» завершена: 12 августа на саммите в Актау в Казахстане пять прикаспийских государств – Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркменистан –  подписали на высшем уровне Конвенцию о правовом статусе Каспия. Работа над соглашением стартовала еще в 1996 году.  

Согласно принятому документу, водное пространство (площадь водной поверхности) останется в общем пользовании государств, а дно и недра – поделят.

Правовое поле позволило актуализировать вопрос о возможности реализации проекта Транскаспийского газопровода. По замыслу, эта подводная магистраль должна соединить Туркмению и Азербайджан, там самым обеспечить Ашхабаду доступ к европейскому рынку газа без участия России.

Москва такой сценарий, естественно, не приветствует. До принятия конвенции, Евросоюз, Баку и Ашхабад считали, что для прокладки трубопровода по дну Каспия достаточно только их согласия. Однако, против такого подхода выступали Россия и Иран, требуя для разрешения проекта коллективной визы – от всех пяти прикаспийских государств. Теперь же вероятность реализации Транскаспийского газопровода повысилась по причине оформления юридической базы.

В конвенции прописано, что определение трассы для прокладки подводных кабелей и трубопроводов осуществляется по согласованию со стороной, через сектор дна которой должен быть проведен подводный кабель или трубопровод. И в частности, лидер Азербайджана Ильхам Алиев считает, что решение по Транскаспийскому газопроводу должна принимать страна-владелица газа. Об этом он заявил 25 августа на пресс-конференции по итогам переговоров с канцлером ФРГ Ангелой Меркель. «Конечно, в строительстве Транскаспийского трубопровода должен быть больше заинтересован владелец газа, транзитные страны здесь не должны выступать с инициативами», - сказал он.

Тем не менее, МИД России сообщил, что прокладка магистральных транскаспийских трубопроводов все-таки должна быть согласована всеми прикаспийскими странами. Причем формально ведомство упирает здесь не на защиту экспортных интересов России, а на необходимость заботы об экологии. Подчеркивается, что в документе закреплено право каждого из пяти прикаспийских государств, участвовать во всесторонней экологической экспертизе морской деятельности, которая потенциально может затронуть природный ландшафт Каспия. Так что в периметре мониторинга – трансграничные проекты. В этом контексте никакого «барства» интересантов подводной транспортировки углеводородов с одного берега Каспия на другой не будет.

Да и в целом есть понимание, что принятая юридическая база по Каспию, хотя и открывает перспективу реализации Транскаспийского газопровода, но не делает ее высоковероятной. Дело в том, что пока не ясна как финансовая, так и ресурсная основы для проекта.  Туркменский газ сейчас уходит преимущественно в Китай, и там возможны вопросы с покрытием контрактного спроса. Пекину вовсе не нужна экспортная диверсификация Ашхабада. И устремления Туркмении в Европу Китай принципе вполне способен блокировать, например, кредитными ограничения для страны. Так что Ашхабаду куда больший резон продолжать развивать газовую кооперацию с Поднебесной, где радужные перспективы, нежели упирать на поиск альтернативных рынков сбыта газа. Тем более свободных объемов в республике по существу и нет – добыча с трудом поспевает с покрытием растущего спроса со стороны Китая.    

В свою очередь, у Азербайджана свои приоритеты – ему куда важней перспектива поставлять свой газ в Европу по Южному газовому коридору, а транзитная миссия (возможность прокачки туркменского «голубого топлива») – вторична.

И еще не ясно, кто в итоге возьмется за финансирование трубы, какими будут пропорции между ее потенциальными совладельцами. А проект весьма капиталоемкий. Даже общие предварительные оценки предвещают туркменскому сырью заметный коммерческий проигрыш российскому сетевому газу при доставке его в Европу с использованием подводного маршрута.  

Важен и военный аспект – президент России Владимир Путин теперь получил оформленные гарантии от «каспийского клуба» на предмет милитаризация Каспийского моря – снята потенциальная угроза размещении вооруженных морских группировок сторонних стран на Каспии. Теперь новые юридического рамки такие сценарии исключают.

И еще одна важная деталь для Москвы: Европа долго требовала снять ограничения для строительства Транскаспийского газопровода. Что, в общем-то, состоялось. И теперь пытаться запрещать России строительство газопровода на Балтике (речь о «Северном потоке -2») будет выглядеть как минимум странным. А по сути – контрастным. То есть российский лидер, соглашаясь с закреплением юридического статуса Каспия, учел и малоприметные на первый взгляд политические тонкости, предприняв некий «магистральный» размен.