В Литовской Республике 12 мая состоялся первый тур очередных выборов президента, не выявивший бесспорного победителя, которым считается кандидат, набравший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Первый тур прошел при достаточно высокой явке избирателей, составившей 52.92%.
По итогам первого тура во второй прошли Ингрида Шимоните, представляющая партию правого толка «Союз отечества — Христианские демократы Литвы» и Гитанас Науседа – независимый кандидат, не являющийся выдвиженцем литовских политических партий. Голоса распределились следующим образом: Шимоните – 31.21% , Науседа -30.93%.
Всего в первом туре президентских выборов приняли участие 8 кандидатов, из которых только 3 преодолели пятипроцентный барьер. Третьим стал действующий премьер-министр страны Саулюс Сквернялис , набравший 19.67% , который соответственно выбывает из дальнейшей президентской гонки.
В Литве в отличие от ее прибалтийских соседей выборы президента Республики осуществляются прямым голосование в то время, как в Латвии и Эстонии президенты избираются голосованием в парламентах (Латвия – Сеймас), (Эстония – Рийгикогу). С этой точки зрения президентские выборы в Литве могут служить также отражением в определенной степени состояния политических настроений в стране на момент выборов.
Вышедшие во второй тур выборов кандидаты – Шимоните и Науседа особо не отличаются друг от друга ни политическими программами, ни родом занятий, ни популярностью в литовском обществе.
Оба кандидата относятся к убежденным консерваторам, оба занимаются финансовой деятельностью, оба популярны в среде, формируемой крупным капиталом.
Следует исходить, что оба кандидата олицетворяют вполне конкретные силы. Шимоните – консервативную партию «Союз отечества — Христианские демократы Литвы», а Науседа - шведскую финансовую группу СЕБ, в литовском подразделении которой он трудится последние несколько десятилетий.
Следует также уверенно констатировать, что литовские консерваторы и представители шведского финансового капитала в Литве не являются антагонистическими и даже противоборствующими силами. Более того, они, как представляется, склонны к кооперации, полагаясь, в частности, на то обстоятельство, что СЕБ, как утверждают местные наблюдатели, выступает одним из спонсоров партии «Союз отечества — Христианские демократы Литвы», в том числе в рамках программы корпоративной социальной ответственности.
В этой связи, обоснованно допустить, что победа любого из двух названных кандидатов не внесет диссонанса ни в планы литовских консерваторов, ни в перспективы деятельности шведского капитала в Литве. Уместно лишь говорить об оттенках. Шимоните по политическому опыту и менталитету - ближе местной элите, Науседа – западной. В этой смысле выбор в пользу Науседы, как представляется, более устроил бы западников. Понятно, что это – вопрос политического торга. Его итоги станут известны 26 мая.
Первый тур президентских выборов был совмещен с двумя референдумами.
Один предполагал выяснение отношения избирателей к возможному изменению 12-й статьи Конституции, которая констатирует, что литовский гражданин может обладать только литовским гражданством. Проведение референдума было обусловлено тем, что эмиграция в Литве носит масштабный характер и около 1 млн. человек проживают за пределами страны. (всего же начеление республики в 2019 году насчитывает 2, 7 млн. человек). Изменение 12-й статьи предполагает допущение у литовского гражданина нескольких гражданств. Участие в голосовании по этому вопросу составило 52.63%. За изменение, то есть в пользу нескольких гражданств высказалось 71.86 % участников референдума, против – 25,98%. Референдум признан состоявшимся, и теперь литовским законодателям необходимо сформулировать и принять новую редакцию 12-й статьи Конституции, допускающее двойное гражданство.
Другой референдум ставил вопрос о возможности изменения статьи 55, которая регулирует численность членов литовского парламента - Сейма. В настоящее время в Сейм избирается 141 парламентарий, и их число предлагалось сократить до 121 члена в связи с сокращением населения страны). В референдуме приняли участие 47.24% избирателей. За изменение проголосовало - 73.70%, против – 23.07%. Референдум признан несостоявшимся.