
Лидеры 28 стран - членов Евросоюза на экстренном саммите в Брюсселе согласовали имена кандидатов на ключевые европейские посты. На должность главы Еврокомиссии выдвинута кандидатура немки Урсулы фон дер Ляйен; бельгийца Шарля Мишеля предложили назначить главой Евросовета; испанца Жозепа Борреля - руководителем дипломатии ЕС, а директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард - главой Европейского Центробанка.
Комментируя эти события заместитель Директора института Европы РАН Ольга Буторина отметила, что "Смена руководства ЕС это - явление циклическое и Европейская Комиссия меняется каждые 5 лет. Приходят новые люди. Им естественно достанется тяжелое наследство: Брексит, продолжающаяся довольно в сложном режиме реформа еврозоны, не до конца преодолен миграционный кризис. Но вместе с тем позитивные сдвиги тоже есть. Потому, что несмотря на тяжелый финансово-экономический кризис ЕС смог сохранить свое единство, не произошло внутренних трещин и распада на твердое ядро и периферию. И те навыки переговорного процесса, которые ЕС совершенствует на протяжении уже 60 лет, они дают определенные результаты. Поэтому я думаю, что новые люди продолжат поиск решений накопившихся проблем, а каковы будут результаты, покажет время".
Что касается отношений с Россией, то, по мнению политолога, «есть позитивные перемены. И сейчас они очень и очень небольшие и о них можно говорить с большой долей осторожности, но тем не менее они существуют, и одна из них - практическая или прагматичная потребность, которая существует с обеих сторон - это начавшийся диалог о переходе на использование национальных валют в торговле энергоносителями между ЕС и Россией, и в частности в торговле газом. Вот эта потребность существовала давно, и теперь когда стороны начали обсуждать конкретно, как в своих расчетах перейти на национальную валюту и снизить, а может и сократить до нуля долю доллара, я вижу ростки будущего более широкого диалога по остальному весьма серьезному спектру вопросов. И мы все знаем, что политика определяет экономику, а экономика определяет политику. Поэтому если будут достигнуты позитивные договоренности в области экономики - они будут пробивать дорогу для таких же договоренностей в области политики, но это будет очень, очень постепенно и с большими усилиями с обеих сторон".