
Александр Левченко, международный обозреватель
Американская администрация решила сократить количество сотрудников посольства США в Багдаде. Об этом 2 декабря сообщила газета The Washington Post. Госдепартамент опасается, что американские дипломаты, посольство могут стать мишенью для удара со стороны Ирана или близких ему организаций в Ираке в его стремлении отомстить за убийство командующего спецназом «Аль-Кудс» Корпуса Стражей Исламской революции (КСИР) генерала Касема Сулеймани.
«Страхи» по Белому дому курсируют уже не первый день. Еще 12 ноября The New York Times поведала, что в Овальном кабинете Дональд Трамп обсуждал со своими ближайшими советниками возможные акции мести со стороны Ирана в годовщину гибели Касема Сулеймани. Напомним, что 3 января нынешнего года иранский генерал был убит в результате ракетного удара с американского беспилотника по его кортежу в международном аэропорту Багдада. Вместе с ним тогда погибли глава «Катаиб Хезболлах», одного из подразделений Сил народного ополчения Ирака, Абу Махди аль-Мухандис и еще несколько человек.
Учитывая, что американское посольство в Багдаде, располагающееся в так называемой «зеленой зоне» на берегу Тигра, подвергается регулярным обстрелам со стороны боевых иракских группировок, Вашингтон, видимо, счел за лучшее снизить риск для штата сотрудников дипломатического представительства.
Но, возможно, сокращение посольства – это не проявление страха или слабости, а, напротив, демонстрация жесткого противостояния иранскому влиянию в арабской стране. «В Ираке госсекретарь Майк Помпео использовал угрозу полного вывода посольства, чтобы оказать давление на премьер-министра Ирака Мустафу аль-Каземи, дабы тот усилил репрессии своего правительства в отношении поддерживаемых Ираном ополченцев в Ираке», - пишет в этой связи The Washington Post.
Назначенный премьер-министром в мае 2020 года, аль-Каземи, бывший репортер, публицист и глава национальной разведки, компромиссная фигура в иракском политическом истеблишменте. Вашингтон нашел с ним общий язык, пообещав крупные инвестиции американских промышленных гигантов в ключевые иракские отрасли. Сокращение посольства может грозить и негативными экономическими последствиями, нереализованными инвестициями, что создаст существенные трудности правительству аль-Каземи.
В самом деле, именно Иран создал, финансирует, обучает, оказывает военно-техническую и консультативную поддержку ряду влиятельных шиитских военно-политических организации в Ираке. Фактически все эти группы входят в Силы народного ополчения, или «Хашд аш-Шааби», которые наравне с регулярной иракской армией уничтожили террористическую группировку «Исламское государство» (запрещена на территории РФ) и продолжают добивать ее банды сегодня. А лидеры «Хашд аш-Шааби» ныне влиятельные политики и депутаты иракского парламента, возглавляющие крупнейшие шиитские фракции.
Чуть ли не главную роль в формировании Сил народного ополчения и входящих в него групп сыграл как раз генерал Сулеймани, став не просто национальным героем в Иране, но олицетворением борца с мировым злом, каким является терроризм. Уничтожив его, Соединенные Штаты в глазах иранцев сравнялись с террористами.
Уже 8 января аэрокосмические силы КСИР нанесли ракетный удар по двум американским базам на иракской территории. Но самой крупной победой для себя Иран считал бы вывод американских войск как из Ирака, так и из региона в целом. И именно за это Исламская Республика и борется.
Иракские законодатели, большинство из которых шииты, в унисон с чаяниями Тегерана, буквально через два дня после трагедии в международном багдадском аэропорту, единогласно приняли закон, требующий ухода всех иностранных войск из Ирака.
Тогда президент США Дональд Трамп ответил категорическим отказом и пригрозил конфискацией нефтяных денег Ирака, находящихся на банковских счетах в Соединенных Штатах.
К концу своего президентского срока Дональд Трамп все же решился на поэтапный вывод американских вооруженных сил. До 15 января их численность в Ираке будет сокращена с 3000 до 2500.
Напряженность на Ближнем Востоке резко возросла после того, как 27 ноября под Тегераном был убит иранский физик-ядерщик, заместитель министра обороны ИРИ Мохсен Фахризаде. Предварительно расследование иранских спецслужб указывает на причастность Израиля к убийству ученого. «Иранские официальные лица обвинили Израиль в убийстве, что повышает вероятность того, что Иран или его ставленники могут нанести ответный удар по западным целям», - отмечает в этой связи The Washington Post. Однако, как заявил пресс-секретарь правительства ИРИ Али Рабийи 2 декабря, ответ на это убийство последует только лишь после тщательного расследования, которое сейчас проводится по инициативе министерства по делам разведки Ирана.
Поэтому в связи с убийством Фахризаде Соединенные Штаты пока не учитываются Тегераном в его немедленных планах ответного удара.
Но считать, что Иран не ответит на гибель Сулеймани, было бы наивно. Иранское общество просто не поймет свои власти, если беспрецедентное убийство иностранным государством официального иранского военного представителя, генерала и харизматичного героя не будет отомщено. Недаром иранские следственные органы даже открыли уголовное дело. «Судебная власть Ирана выдала ордер на арест в общей сложности 36 человек, причастных к убийству генерал-лейтенанта Сулеймани, включая политических и военных чиновников из Соединенных Штатов и других правительств, и международная полиция была уведомлена об этом», - сообщило агентство Mehr. Любопытно, что президент США Дональд Трамп, госсекретарь Майк Помпео и бывший министр обороны Марк Эспер возглавляют список.
А если учесть, что после убийства генерала в иранских официальных источниках США именуются как государство-террорист, борьба с которым требует соответствующих методов, то опасения Вашингтона кажутся небезосновательными. Так, в сентябре нынешнего года командующий КСИР генерал-майор Хосейн Салами пообещал, что Корпус ответит за своего убитого соратника и что месть «нацелена на любого, кто принимал участие в убийстве генерал-лейтенанта Сулеймани».