Исполнилось 10 лет со дня события, положившего начало «арабской весне». 17 декабря 2010 года совершил самосожжение молодой тунисец Мохаммед Буазизи, смерть которого всколыхнула страну, привела к отставке лидера Туниса, а затем и череде госпереворотов и внутренних конфликтов в государствах арабского мира.
Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Николай Сурков отмечает в этой связи, что "напрямую те события не были вызваны действиями США. Но на что следует обратить внимание. США накануне арабской весны где-то лет за пять, а то и раньше начали активно налаживать контакты с умеренными исламистами в частности с «Братьями мусульманами» (организация запрещена в РФ) в Египте. И об этом ярко свидетельствует речь Обамы в Каире, и это во многом предопределило сам ход событий «арабской весны». Начальном этапе именно умеренные исламисты получили преимущество, и они стали приходить к власти в тех странах, где произошли массовые народные революции. Так что косвенно США сыграли свою роль в событиях арабской весны. Но сами события были вызваны не столько внешним воздействием, сколько большим количеством накопившихся социальных и экономических проблем. Люди устали, в обществах копилось напряжение и недовольство. Плюс, это страны где очень большая доля молодежи. И эта молодежь зачастую не устроена и она готова бунтовать по любому поводу. А когда дело доходит до таких вопросов, как будущее, шанс на появление семьи у молодого человека, работа - это приводит к массовым выступлениям".
По словам эксперта, "американцы в итоге увидели, что регион не очень-то восприимчив к внешней демократизации. И такое ощущение, что в США есть некоторое разочарование и нежелание больше ввязываться в какие-то крупные социальные эксперименты за рубежом. Самым крупным социальным экспериментом была попытка демократизации Ирака еще после 2003 года. США тогда убедились, что так за несколько лет превратить ближневосточную авторитарную страну в образец демократии не получится. И они увидели, что это не просто приводит к обратному результату, к возращению автократов, но еще и к хаосу. Поэтому американцы определенные выводы сделали. Но проблема в том, что та волна, которая поднялась в 2011 году, она никуда не делась. И сейчас все наблюдают второй виток этого массового недовольства. В 2019 году были схожие вступления и в Ливане, и в Ираке, и в Судане, и в Алжире где были массовые выступления. То есть арабская весна не закончена и не закончилась. Да, был перерыв после 2011 года, но сейчас началась вторая фаза, но уже без участия США. И США сейчас стараются по возможности от всех этих процессов дистанцироваться, чтобы на них никто ответственность не возлагал и не заставлял потом что-то с этим делать. Но сам процесс запущен и работает. И в ближайшее десятилетие очень здорово повлияет на ситуацию в регионе в целом".