
В Триполи 27 декабря впервые после разрыва в 2014 году дипломатических отношений прошли переговоры между высокопоставленными военно-политическими делегациями Ливии и Египта. Ливийскую сторону представляли министры внутренних и иностранных дел Правительства национального согласия (ПНС), начальник генерального штаба и командующий войсками западного военного района. О персональном составе египетской делегации средства информации не сообщают.
В соответствии с официальным заявлением, стороны главное внимание уделили восстановлению отношений. Египтяне высказали заинтересованность в возвращении им комплекса зданий дипломатического представительства в Триполи и консульства в Мисурате, а ливийцы обратились с просьбой возобновления воздушного сообщения между странами.
На самом деле главной темой встречи была попытка египтян снизить накал напряженности между ПНС Фаиза Сарраджа и Ливийской национальной армией (ЛНА) во главе с маршалом Халифой Хафтаром, которые в последнее время усилили взаимные обвинения в намерении развязать боевые действия друг против друга. В выступлении 25 декабря по случаю 69-й годовщины независимости Ливии Халифа Хафтар обвинил руководство Турции в оккупации Ливии и заявил, что ЛНА будет всеми силами добиваться прекращения иностранного военного присутствия в стране.
В ответ министр обороны Турции Хулуси Акар совершил 27 декабря срочный визит в Триполи, в ходе которого встретился с заместителем премьера Ахмадом Маитиком, министром внутренних дел ПНС Фатхи Башаага, начальником генерального штаба и другими высшими военными чинами. Турецкий руководитель заверил ливийцев в неизменности выполнения договора о сотрудничестве в области взаимной безопасности и оказании правительству Фаиза Сарраджа военной и военно-технической помощи.
В выступлении перед турецкими офицерами Хулуси Акар обрушился с обвинениями Халифы Хафтара в затягивании процесса политического урегулирования, подготовке срыва договоренностей о прекращении огня, угрозах в адрес турецких военных, находящихся в стране на основании межправительственных соглашений. «Турция ответит армии Хафтара всеми своими силами и возможностями в случае угрозы или гибели своего военнослужащего в Ливии», - подчеркнул турецкий министр обороны.
По оперативным сведениям разведки ЛНА, Хулуси Акар во время встречи с представителями ливийского руководства, призвал их готовиться к ведению в ближайшей перспективе военных действий с целью захвата промышленного района Аль-Джафра - Сирт на востоке страны. Он уведомил их о том, что турецкие инструкторы подготовили около трех тысяч ливийских технических специалистов для использования оружия и военной техники турецкого производства и завершают обучение более 3 тысяч боевиков специального назначения.
В свою очередь, на переговорах в Триполи египтяне в очередной раз предупреди ливийцев о возможных катастрофических последствиях для правительства Сарраджа в случае возобновления им военных действий. В ноябре 2020 года об этом прямо был предупрежден министр внутренних дел ПНС Башаага в ходе его неофициальной поездки в Каир по приглашению президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси. Ему было сказано о готовности египтян вести боевые действия на стороне Ливийской национальной армии.
На состоявшемся недавно заседании Арабский парламент Лиги арабских государств (ЛАГ) осудил военное присутствие Турции в Ливии, охарактеризовав его как поддержку «реакционных иностранных сил в интересах дальнейшего турецкого геополитического влияния, враждебного арабскому миру». Очередное заявление ЛАГ является не чем иным, как предупреждением Анкаре и поддержкой позиции Египта и его союзников в отношении Ливии.