
Совет Безопасности ООН 16 января 2021 года одобрил предложение Антониу Гутерреша о назначении словацкого дипломата Яна Кубиша руководителем Миссии ООН по поддержке Ливии (МООНПЛ). На этом посту он сменил Хасана Саламе (Ливан), подавшего в отставку в марте 2020 года по состоянию здоровья. В течение восьми месяцев Миссию ООН временно возглавляла американка Стефани Уильямс, деятельность которой в Ливии увенчалась успехом в подписании в ноябре соглашения о прекращении огня между враждующими группировками.
Выступая по случаю вступления в должность, Ян Кубиш назвал присутствие незаконных «вооруженных формирований (наемников) и иностранное вмешательство в Ливии основными препятствиями в урегулировании кризиса в стране».
Перед новым специальным посланником ООН стоят задачи по реализации соглашения, достигнутого в Женеве 23 ноября 2020 года, из которых главной является вывод до 24 января из Ливии всех иностранных военных сил и вооруженных милиций. По его оценке, только после выполнения данных условий возможен полноценный запуск политических преобразований.
По договоренности с лидерами противоборствующих ливийских сторон в ближайшее время на линиях разделения (районы городов Мисурата и Сирт) планируется развернуть наблюдательные посты МООНПЛ, которые будут осуществлять контроль над соблюдением состояния прекращения огня, а в последующем за разведением и выводом вооруженных формирований.
Однако сам процесс снижения военной напряженности в Ливии пока явного прогресса не имеет. Руководство Ливийской национальной армии (ЛНА) во главе с маршалом Халифой Хафтаром обвиняет своего противника Правительство национального согласия (ПНС) Фаиза Сарраджа в выдвижении необоснованных требований, тем самым преднамеренно затягивая начало активного урегулирования военного противостояния.
В частности, министр внутренних дел ПНС Фатхи Башаага на переговорах в Италии потребовал первоочередной эвакуации из юго-восточных районов страны «наемников российской частной военной компании Вагнера» в обмен на согласие ливийского правительства Фаиза Сарраджа «вступить в переговоры с Москвой по предоставлению ей возможности экономического сотрудничества с Ливией»…
В свою очередь, союзница ПНС Турция продолжает наращивать военное присутствие в Ливии, регулярно перебрасывая на авиабазы Аль-Ватыя и Мисурата средства ПВО, артиллерию, боеприпасы и подразделения специальных войск. На состоявшейся на прошлой неделе встрече в Анкаре с представительной ливийской делегацией военно-политическое руководство Турции информировало своих союзников о полной поддержке политики ПНС по установлению контроля над восточными районами страны.
По свидетельству руководителя лондонской Обсерватории по правам человека в Сирии Рами Абдеррахмана, представители турецкой военной разведки отобрали в провинции Идлиб новую группу боевиков радикальных мусульманских организаций в количестве 150 человек и переправили их в Турцию для последующей отправки в Ливию.
По данным командования ЛНА, в Ливии в настоящее время находятся около 10 тысяч завербованных турками арабских боевиков, большую часть которых представляют подданные Сирии.
В этой связи можно уверенно предполагать, что до 24 января 2021 года иностранные вооруженные формирования, переправленные Турцией в Ливию для участия в военных действиях на стороне правительства Фаиза Сарраджа, не будут распущены и переправлены в места их прежней дислокации. А поэтому процесс мирного урегулирования ливийского кризиса по лекалам, принятым в Женеве, откладывается на неопределенную перспективу.