Юрий Веселов, военный обозреватель
В конце июня мы публиковали материал, посвященный содержанию доклада Центрального командования ВС США о ситуации в Сирии и влиянии сторон на ее развитие.
Теперь же хотим представить некоторые комментарии к тезисам доклада.
Надо откровенно признать, что офицеры разведки МО США не зря получают деньги: для открытых средств информации они в целом правильно оценивают обстановку в стране.
СИРИЯ
Итак, опасения американцев по поводу возможного нарастания негативного отношения к ним местных арабских племен к востоку от Евфрата вполне обоснованы. Дело в том, что этот регион, где по сложившимся многовековым историческим традициям проживали сирийские арабы-земледельцы скотоводческие племена, оказался под контролем пришельцев-курдов, выходцев из северных районов страны. Курды пришли сюда с оружием в руках вместе со своими семьями после их насильственного выселения турками и их сирийскими союзниками.
Новые курдские власти, опираясь на военную мощь созданной Пентагоном структуру «Сирийских демократических сил» (СДС), на чужой территории принялись устанавливать свои законы, провоцировать массовое бегство населения, силой оружия призывать мужчин на воинскую службу. Все эти противоправные действия совершаются под прикрытием американского присутствия. Курдские боевики не только выкачивают и продают в Ирак сирийскую нефть, но и зачастую грабят простых сирийцев, отнимая сельскохозяйственную продукцию и скот.
Антиамериканские настроения нарастают и со временем могут вылиться в партизанскую войну племен. И стоит только Пентагону понести единовременный чувствительный урон в личном составе, американцы быстро свернут свое присутствие.
СДС в планах Пентагона – дестабилизирующая сейчас сила, которая враждебна не только Турции, но и Сирии. А, значит России и Ирану. Эта сила без опоры на Пентагон вряд ли способна долгое время существовать в том виде, котором она есть. При этом Вашингтону, по большому счету, будущее сирийских курдов безразлично: они представляют только инструмент для своего существования в данном регионе.
Следует отметить, что и внутри курдского военно-политического сообщества Сирии постепенно нарастает недовольство американцами: Турция не прекращает вооруженного давления на СДС, которые вынуждены под влиянием США постепенно оставлять свои позиции, сжимая подконтрольную территорию. Поэтому в последнее время со стороны ведущих политических партий курдов уже не столь настойчиво звучат призывы к административно-территориальному отделению от Сирии и, наоборот, раздаются отдельные голоса в пользу налаживания отношений с центральным правительством.
Становится все более очевидным, что администрация Джо Байдена будет стремиться ужесточить курс в отношении Сирии: сами по себе введенные против нее санкции исчерпаны. Осталось только ужесточить контроль над ними и теми странами и компаниями, которые пытаются обойти блокаду.
Россия и Иран, пожалуй, единственные, кто открыто помогает Сирии. Побывавший недавно в Дамаске вице-премьер российского правительства Юрий Борисов проинформировал президента Башара Асада о завершающей стадии подготовки к подписанию всеобъемлющего торгово-экономического соглашения с Сирией, продолжения оказания военной помощи сирийской армии. До конца текущего года сирийцам будет поставлено около 1 млн. тонн пшеницы.
Иран сосредоточен на поставках в Сирию нефти и нефтепродуктов. Сирийская армия не испытывает недостатка в топливе и маслах. Заметно поправилось положение с бензином в гражданском секторе экономики, тогда как в соседнем Ливане остановлен весь транспорт и отключено электроснабжение. Бейруту отказался от поставки нефти в долг через проиранскую шиитскую организацию «Хизбалла», руководствуясь политическими соображениями…
В открытой части доклада Пентагона лишь вскользь упоминается о деятельности и состоянии сирийской правительственной армии. На самом деле американцы признают сильно возросшую боеспособность ВС Сирии. Большие людские потери на самом деле несут сирийские иррегулярные милицейские формирования, набираемые в основном из сельской молодежи местными владельцами недвижимости для охраны принадлежащих им объектов, а также для сопровождения торговых грузов.
Правительство пока не располагает средствами, достаточными для содержания полноценной по численному и качественному составу вооруженных сил, и было вынуждено выбрать путь подготовки и использования профессионалов. Американцы не раз убеждались в возросших возможностях сирийской армии, появлении в ней высоко грамотных офицеров и отдельных полководцев. Янки считают, что рано или поздно, но террористический анклав на северо-западе Сирии будет ликвидирован при широкой военной поддержке России.
Учитывая «сгущающиеся над собой тучи», янки в последнее время все активнее стали использовать другого своего союзника для дестабилизации обстановки в отдельных районах Сирии – так называемую Новую Армию Сирии, дислоцированную в районе своей военной базы Ат-Танф на стыке границы с Ираком и Иорданией. Здесь размещено созданное и вооруженное Пентагоном формирование недобитых террористов и мусульманских радикалов примерной численностью более 30 тыс. активных штыков. Именно они в последнее время нападают на мелкие сирийские гарнизоны, отдельные воинские автоколонны и прорываются на помощь к своим союзникам по идеологии в провинции Хомс, Хама, Дейр эз-Зор и даже в Алеппо.
Захваченные сирийскими военными пленные подтверждают активность американских инструкторов в подготовке диверсий на сирийских и российских военных объектах.
Как можно дольше удержаться в Сирии – одна из главных задач Пентагона на ближайшую перспективу. Для этого янки делают все, чтобы не допустить больших потерь в личном составе. В противном случае они побегут из страны, как это было с ними в Ливане в 1984 году.
РОССИЙСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ
В целом американцы правильно определяют цель военного присутствия России в Сирийской Арабской Республике (САР) – восстановление контроля в Средиземном море для обеспечения действий сил и средств Черноморского флота РФ на дальних подступах к берегам России. Кроме этого - создание на южном фланге НАТО ограниченной по средствам, но мощной по качеству оружия, российской группы войск с задачей - угроза нейтрализации действий ВС Турции в случае вероятного вооруженного конфликта между Россией и Атлантическим альянсом.
Первые подразделения российского воинского контингента начали прибывать в САР 30 августа 2015 года по просьбе правительства и президента страны на основе подписанного договора «О дружбе и взаимном сотрудничестве». Сирия передала России аэродром Хмеймим (провинция Латакия) для базирования авиационной группы Военно-Космических Сил.
К осени 2018 года сирийские правительственные силы при активной поддержке российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии (ЦПВС) восстановили контроль примерно над 70 процентами территории страны, уничтожили организованную военную инфраструктуру Исламского государства (ИГИЛ, запрещенная в России международная мусульманская террористическая группировка). Такие результаты военных действий серьезно напугали США, которые были вынуждены вопреки международным законам и без согласия Дамаска ввести американские войска в Сирию.
Все заверения янки «об уважении территориальной целостности, стремлении оказать помощь сирийскому народу в преодолении внутриполитического кризиса, построении демократического государства» и другие пафосные выражения ничего не стоят. Все бывшие и находящаяся у власти в США администрации питают лютую ненависть к руководству Сирии, перенося ее на весь ее народ. Чего только стоит пресловутый «закон Цезаря» Дональда Трампа, по сути установивший всестороннюю блокаду сирийского государства?
Американская элита взбешена «твердолобой неуступчивостью» Башара Асада! Стоящим за спинами мусульманских террористов американцам не только не удалось отстранить его от власти, но и добиться совершенно обратного: в Сирию сначала пришли венные из Ирана, а затем из России. При этом народ дважды проголосовал за Асада на выборах президента.
О каком «невмешательстве» янки позволяют себе вести речь? Дональд Трамп серьезно рассматривал возможность физического устранения Башара Асада, и только американские военные с трудом смогли его уговорить отказаться от данной затеи. Политика этого американского руководителя в отношении САР отличалась крайней непоследовательностью: он принимал решение о полном выводе американцев, затем отменял его под давлением Пентагона и госдепартамента… А чего стоил налет более сотни «Томагавков» по пустым сирийским военным объектам?
Или история «героических» боев за овладение городом Ар-Ракка. Совместная с курдскими формированиями «Сирийских демократических сил» американская операция длилась почти полгода (9 мая – 17 октября 2017 года). Город был превращен в руины: не уцелело ни одного здания. После прекращения боевых действий в течение года в Ракку не допустили ни одного журналиста. На заключительном этапе военных действий американцы до 1800 боевиков «Исламского государства» (ИГИЛ, запрещенная в России международная мусульманская террористическая группировка) эвакуировали в Ирак. Две группы боевиков с оружием на автомашинах, направлявшиеся в сторону Ат-Танф, были выпущены американцами, но в районе Пальмиры уничтожены российской авиацией.
В последнее время янки решили разыграть «козырную карту» - натравливать недобитых исламских боевиков, собранных вблизи от американской базы Ат-Танф, на военные объекты российских войск. Это подтверждают пленные. Кроме того, сами американцы стали все чаще нарушать договоренности о предотвращении случайных инцидентов с российской стороной в воздухе и на суше, провоцировать против них жесткие действия военной полиции РФ в провинции Аль-Хасака.
Следует также признать, что США негласно поощряют двойственную политику Турции в отношении России. Прежде всего, это касается мощной военно-технической помощи враждебным России отрядам террористов и исламских радикалов в «зоне деэскалации Идлиб». Американцы чрезвычайно довольны тем, что Анкара продолжает игнорировать выполнение достигнутых в Сочи договоренностей и бесцеремонно реализует тактику ползучей аннексии северных районов Сирии.
Администрация Джо Байдена готовит меры по ужесточению санкций вокруг Сирии. По-видимому, они будут налагаться на страны, открыто сотрудничающие с сирийским правительством. А также будут угрожать применением против тех арабских государств, которые выражают намерение восстановить связи с Дамаском. Нет секрета в том, что именно Москва проделала большую работу с арабами в этом направлении.
Все высказывания некоторых аналитиков о том, что американцы «сидят» в регионе с целью противодействия политике Ирана – мягко говоря, заблуждение. Главная стратегическая цель военного присутствия США в Сирии (и соседнем Ираке) является слежение за российской военной активностью в Средиземноморской зоне с задачей оперативного принятия мер по нейтрализации сил и средств ВС РФ на базах Хмеймим и Тартус.
Эта тема, пожалуй, самая сложная, запутанная и содержит много тайн, многие из которых вряд ли в ближайшем обозримом будущем станут достоянием гласности.
ТУРЦИЯ
Напомним: американцы в основном положительно оценивают действия Турции в Сирии. Они признают, что ее военное присутствие в стране, по сути, незаконно, но вполне оправдывается стремлением обеспечить безопасность своих южных границ. Янки довольны тем, что туркам удалось закрепиться на северо-западе и в ряде районов не севере Сирии, привлечь себе в союзники антиправительственную оппозиционную «Сирийскую армию свободы» (САС).
Пентагон не разочарован тем, что наибольшая часть поставленного в течение последних двух лет оружия и военной техники в САС, оказалась в руках запрещенной в России террористической мусульманской группировки «Гайат Тахрир аш-Шам» (бывшая «Джабгат ан-Нусра» - запрещена в РФ) Янки признают тесные отношения турецких спецслужб и военных с сирийскими террористами и исламскими радикалами. В то же время, констатируя эти связи, американцы оправдывают их тем, что они имеют четкую направленность против сирийских властей и России. Турция, как и США, не признает и не собирается признавать легитимность президента Башара Асада и его правительства.
За прошедшие несколько лет после Сочинских 2020 года договоренностей Анкара не выполнила ни одного из взятых на себя обязательств по «зоне деэскалации Идлиб»: не изъяла тяжелое оружие у незаконных вооруженных формирований, не расчленила сирийскую оппозицию на умеренную и непримиримую, не добилась открытия автотрассы М-4 между Алеппо и Латакией. Все усилия турок были сосредоточены на консолидацию бандформирований, их дальнейшее оснащение оружием и не допущение разгрома правительственными силами и их союзниками.
В настоящее время сирийской правительственной армии в «зоне Идлиба» противостоят вооруженные формирования мусульманских террористов и радикалов общей численностью более 20 тыс. активных штыков, на вооружении которых имеются танки, большое количество минометов, реактивной и полевой артиллерии, самодельные и поставленные Анкарой беспилотные летательные аппараты различного назначения. Боевики вооружены западными образцами снайперских винтовок, оснащены приборами ночного видения и современными радиостанциями.
Инженерные войска ВС Турции подготовили боевикам защищенные огневые позиции, мощные опорные пункты и районы обороны, подземные командные пункты, узлы связи и многочисленные склады с оружием, боеприпасами и военным имуществом. Отряды радикалов занимают позиции в непосредственной близости от турецких наблюдательных пунктов, ведут с них провокационные обстрелы правительственных войск. Все это фиксируется российскими военными наблюдателями и докладывается туркам, которые не реагируют на претензии до тех пор, пока ответный огонь не накрывает позиции боевиков.
Оккупировав в марте 2018 года сирийский район Африн на севере страны, Анкара быстрыми темпами осуществляет «отуречивание» населения: в качестве платежной единицы введена в оборот турецкая лира, сирийцам выдаются специальные паспорта, в школах обязательно изучается турецкий язык.
Со 100-процентной уверенностью можно предполагать, что Реджеп Тайип Эрдоган на переговорах в Нур-Султане будет обвинять сирийское руководство в нарушении договоренностей о прекращении огня на северо-западе, в агрессивных действиях по захвату южных районов провинции Идлиб, обстрелах турецких наблюдательных постов и пунктов (сейчас их 68, вместо предусмотренных 12). Будет выражено недовольство деятельностью КСИР Ирана, военнослужащие которого активизировали переговоры с полевыми командирами протурецких вооруженных отрядов с целью склонения их к переходу на сторону сирийского правительства.
Турок будет обещать «золотые горы», чтобы убедить Россию и Иран не дать возможность Сирии начать военную операцию по освобождению «зоны» от бандформирований. Дальнейшее сохранение нынешнего положения в этом районе предусматривает в перспективе «отуречивание» населения и аннексию территории.
Безусловно, такая политика османов полностью отвечает интересам США. На сессии Совета НАТО в Брюсселе в июне Джо Байден остался доволен Реджепом Эрдоганом и в ходе коротких переговоров уверил турка в сохранения Вашингтоном дружественных отношений и помощи Анкаре.
Хотелось бы верить в то, что Москва на предстоящих переговорах займет при поддержке Тегерана принципиально жесткую позицию по Сирии с требованием в обусловленные короткие сроки выполнения своих обязательств. Не обращая внимания на имеющиеся экономические интересы и задолженности Турции по ряду проектов (АЭС Аккую или зенитной системе С-400).
Думается, возможный расчет на то, что турецкое руководство стремится не портить отношения с Россией может носить долговременный характер, ошибочен по сути: Эрдоган патологически ненавидит Асада; в пику России не признает полуостров Крым российской территорией; оказывает военно-техническую помощь Украине. На начавшихся в Черном море учениях НАТО, имеющих явную антироссийскую направленность, турки представлены шестью боевыми кораблями.
Так на каком основании США будут обижаться на Турцию? Веками это государство занимало враждебную позицию в отношении России и сейчас, несмотря на видимое охлаждение с Вашингтоном, видит в американцах своего основного союзника против Москвы.