
Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
27 сентября «Газпром» и венгерская компания MVM CEEnergy Ltd. заключили два долгосрочных контракта на поставку природного газа. На церемонии подписания в Будапеште присутствовали заместитель главы «Газпрома» Елена Бурмистрова и руководитель МИД Венгрии Петер Сийярто. Заявленный объем поставок — 4,5 млрд кубометров ежегодно в течение 15 лет. 3,5 млрд кубометров в год будут поступать через новый газопровод Венгрии с Сербией (по сухопутному продолжению второй нитки магистрального газопровода «Турецкий поток»). И еще 1 млрд кубометров в год Венгрия будет получать по другому маршруту, из Австрии. Соглашение вступило в силу 1 октября 2021 года, его условия могут быть скорректированы через 10 лет.
Эта сделка сильно возмутила украинские власти, упирающие на потери в транзите газа из-за расширения планов использования Россией «Турецкого потока» под «венгерский контракт», и уже готовят запрос в Еврокомиссию для оценки сделки.
Гендиректор «Оператора газотранспортной системы Украины» Сергей Макогон сразу не исключил, что транзит газа в Венгрию через Украину будет перекрыт. Что и произошло: «Газпром» утром 1 октября остановил транзит газа в Венгрию через территорию Украину. Об этом сообщила пресс-служба оператора ГТСУ. Уточнялось, что заявки на транзит топлива не поступали, хотя соответственные мощности забронированы на весь газовый период — с октября 2021-го по конец сентября 2022 года объемом 24,6 млн кубометров в сутки. В компании подчеркнули, что сейчас отсутствует возможность импорта газа из Венгрии на Украину.
Паника украинских властей связана не только с прекращением транзита - здесь пока до 2024 года у Украины есть возможность получать от «Газпрома» компенсацию согласно контрактному правилу «качай или плати». Но страна лишилась ного из значимых направлений виртуального реверса — и физически отбирать газ из этой магистральной системы теперь не получится. Теперь компании «Оператор ГТС Украины» предстоит перестройка схем газового импорта: к примеру виртуальными «отправителями» газа вместо Венгрии могут стать Польша, Румыния или Словакия. Кроме того, в перспективе качать может понадобиться в обратную сторону, а не отбирать тот, что идет в попутном направлении. На перезапуск нужно время, а газ нужен сейчас.
Ситуация сразу отразилась на стоимости природного газа на Украинской энергетической бирже (УЭБ), где 1 октября был достигнут исторический максимум: цена приблизилась к уровню 1 500 долларов США за тысячу кубических метров. Согласно данным торгов, партия газа в объеме 10 тысяч кубометров предлагалась по цене 38 532 гривны (1 447 долларов США) за тысячу кубометров.
Однако, формальных юридических претензий предъявить «Газпрому» за контракт с Венгрией нельзя. Тем не менее, в Еврокомиссии пообещали «изучить» по запросу Украины новый контракт мадьяров с «Газпромом». Что едва ли убережет Незалежную от выбывания из большой «транзитной игры», в которой главными бенефициарами становятся Турция и Германия (особенно после запуска «Северного потока – 2», который полностью готов к работе и проходит сертификацию).
Кроме того, газ «Турецкого потока» пришел 1 октября и в Хорватию. Все это происходит еще и на фоне разворачивающего энергетического кризиса в Европе и абсолютной дороговизне газа на спотовом рынке — биржевые цены всю последнюю декаду сентября били рекорды. Тенденция продолжилось и в октябре: 1 числа цены на природный газ в Европе достигли рубежа 1 200 долларов за тысячу кубометров. Сейчас время завидовать многим странам Старого Света венграм и хорватам, застраховавшимся от конъюнктурных шоков на газовой бирже путем заключения долгосрочных поставочных контрактов с «Газпромом».
Долгосрочные соглашения европейских энергокомпаний с росхолдингом не лихорадит в ценовом поле. И, к примеру, Венгрия, заключившая новый стратегический контракт с «Газпромом», начала получать по «Турецкому потоку» объемы газа по ценам, привязанным в большей степени к нефтяной корзине и, поэтому, они застрахованы от конъюнктурных бифуркаций на европейских энергетических биржах. Венгерский «газовый кейс» может стать хорошим примером для других европейских государств, желающих прежде всего повысить свою энергетическую безопасность и абстрагироваться от ценовых ралли на рынке «голубого топлива», а не вовлекаться в пресловутую евросоюзную политизацию российского газа.