
Павел Алексеев, политолог
По итогам состоявшихся 7 ноября в Никарагуа всеобщих выборов в Никарагуа побеждает действующий президент республики, лидер Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) Даниэль Ортега. Хотя данные, которые публикует Высший избирательный совет страны, исключительно предварительные, они демонстрируют гигантский отрыв Ортеги от других пятерых кандидатов в президенты. Действующий президент набирает 75 % голосов. Совершенно очевидно, что эта картина, за исключением, вероятно, незначительных штрихов, к моменту объявления окончательных результатов не изменится. И Ортега в четвертый раз подряд будет объявлен президентом Никарагуа.
Главной отличительной чертой этих выборов является крайнее противостояние действующей власти с так называемой радикальной оппозицией, которая при поддержке США на протяжении уже долгого времени пытается сместить Ортегу. Правильнее было бы даже сказать, что США, вне зависимости от личности главы Белого дома, использует никарагуанскую либеральную оппозицию для отстранения Ортеги от власти. Глубинная причина противостояния Манагуа и Вашингтона кроется в том, что Ортега и возглавляемый им СФНО, еще со времен свержения диктатуры американского ставленника Анастасио Сомосы в 1979 году, открыто выступают против гегемонии США в Латинской Америке, декларируют свои дружеские отношения с Россией, а также Кубой и Венесуэлой, которых вкупе с Никарагуа Белый дом называет «тройкой тираний» в Латинской Америке.
Совершенно понятно, что Ортега извлёк уроки из своего поражения на выборах в уже далёком 1990 году, когда он уступил президентское кресло лидеру Оппозиционного национального союза Виолетте Барриос де Чаморро, поддержанной американцами. Тогда США попросту обыграли Ортегу, навязав ему так называемый «мирный план» для Центральной Америки и по сути заставив его играть на чужом поле по чужим, американским правилам. Штаты активно работали с оппозицией, направляя ее и финансируя. Понятно это стало не сразу, а по прошествии времени, когда похожие сценарии смены не угодной американцам власти мы наблюдали в других странах.
В этот же раз Ортега не дал обмануть ни себя, ни большинство никарагуанцев, которые за него проголосовали. Находящийся в большинстве в Национальной ассамблее (парламенте) СФНО примерно за год до выборов принял ряд законов, которые резко осложнили вмешательство США в избирательный процесс в Никарагуа. Во-первых, был принят закон, запрещающий иностранное финансирование политических партий. Таким образом, проамериканская оппозиция лишилась денег. Во-вторых, сандинисты приняли закон, который ставит под контроль киберпространство страны и препятствует манипуляциям с общественным сознанием, которые предпринимают США в интернете и соцсетях. Таким образом, Штаты лишились в Никарагуа одного из главных своих рычагов управления массами. Информационную войну выиграл Ортега.
Кроме того, действующая власть в условиях постоянного и многопланового давления со стороны США приняла решение не играть «в демократию» с теми, кто откровенно стремился к изменению социально-политической модели страны в пользу США. Весной и летом этого года власти задержали семерых вероятных претендентов на пост президента. Среди обвинений, которые выдвинуты против задержанных и по которым ведется следствие, - получение иностранного финансирования, «заговор против суверенитета и независимости страны», «предательство родины». Власть утверждает, что причины ареста – весомые. Ортега прекрасно понимает, что игра с США «в демократию» по американским правилам заведомо означает проигрыш, поскольку финансовые и медийные возможности северного соседа, не говоря уже о военных, совершенно не сопоставимы с возможностями Никарагуа.
Кроме того, перед глазами никарагуанцев примеры прямого и открытого вмешательства США в дела Венесуэлы, Кубы и Боливии. Кстати, именно по причине активного вмешательства США в президентские выборы в Боливии в 2019 году Никарагуа публично отказалась приглашать на нынешние выборы наблюдателей от Организации американских государств (ОАГ), руководство которой на протяжении многих лет откровенно подыгрывает Белому дому в его латиноамериканской политике. Из последних «достижений» ОАГ: широко известно, что провокационное и бездоказательное заявление ОАГ о «непрозрачности» подсчета голосов на боливийских выборах в 2019 г. привело к государственному перевороту в Боливии и отстранению от власти реального победителя президентской гонки действующего президента страны Эво Моралеса.
Проще говоря, сандинисты решили защищаться без оглядки на «порицания» со стороны «дяди Сэма» и всего «демократического мира». Реакция со стороны «демократического мира» не заставила себя долго ждать. Президент США Джо Байден, как и ожидалось, назвал выборы в Никарагуа «пантомимой» - при том, что последние выборы в США, по итогам которых он сам был провозглашен президентом, вызывают много вопросов у всего мира и как минимум у половины американцев. Байден квалифицировал Ортегу «самодержцем» и объявил о международном наступлении на сандинистов. «Соединенные Штаты в тесной координации с другими членами международного сообщества будут использовать все имеющиеся в их распоряжении дипломатические и экономические инструменты для поддержки народа Никарагуа и привлечения к ответственности правительства» Ортеги и «тех, кто содействует его злоупотреблениям», сказал хозяин Белого дома. Заранее, еще до выборов, Евросоюз выступил с заявлением о том, что не признает результаты голосования в Никарагуа.
Нечто похожее из Белого дома и из Европы ранее было слышно и в отношении Венесуэлы.
Между тем, против Никарагуа США ранее уже приняли целую серию финансово-экономических санкций, сильно осложняющих жизнь страны. Надо полагать, что сандинистское правительство как всю Никарагуа ждут нелегкие времена. Можно с большой долей уверенности предположить, что США будут активно провоцировать выступления оппозиции в Манагуа и других городах страны с целью спровоцировать беспорядки и создать видимость народного бунта, как это они уже сделали в 2018-м.
Самая сильная схватка ожидается на информационном фронте. Уже сейчас западная либеральная пресса не жалеет черных красок, рисуя картину происходящего в Никарагуа. На западном информационном поле всё заточено на то, чтобы полностью дискредитировать и нынешние выборы, и сандинисткое правительство. Например, Высший избирательный совет Никарагуа сообщает, что в выборах приняло участие 65 % граждан, имеющих право голоса, из которых 75 % отдали свои голоса за Ортегу. Западная печать же пишет ровно наоборот: мол, согласно «серьёзным» опросам (имеется ввиду Gallup), Ортегу поддерживают лишь 19 % населения, а выборы вообще прошли чуть ли не в отсутствие избирателей, 81 % которых якобы бойкотировали голосование. Кроме того, утверждается, что до выборов «режим Ортеги» «допустил» только лояльную оппозицию, которая подыгрывает сандинистам. А радикальная оппозиция (читай – проамериканская), мол осталась за ботом избирательного процесса.
Так или иначе, в ближайшие дни следует ждать обострение кризиса вокруг Никарагуа, который будут провоцировать США, вероятно, по венесуэльскому сценарию с добавлением «национального колорита». Цель у Вашингтона одна – добиться ухода Ортеги, изменить политическую ориентацию Никарагуа и встроить эту республику в толпу вассалов США.