Москва
2 августа 2025 / 19:20
Москва
2 августа 2025 / 19:20
Котировки
USD
02/08
97.9241
0.0000
EUR
02/08
104.8872
0.0000
Политика
Сербию принуждают к отказу от остатков суверенитета
Политика уступок Вучича приводит к тому, что уступать приходится все больше и больше
31 августа 2022 / 19:38
Сербию принуждают к отказу от остатков суверенитета

Станислав Смагин, политолог

Обострения сербско-косовской ситуации давно стали традицией, дающей о себе знать минимум раз, а то и пару раз в год, подобно таким же обострениям в Карабахе. Всякий раз это сопровождается громкими заявлениями, демонстративными жестами и военными маневрами обеих сторон, Белграда и Приштины. Однако обострение месячной давности своим градусом, пожалуй, превосходило «обычные» и «традиционные» - казалось, что сейчас сербы и косовары ближе к столкновению, чем когда-либо. В итоге, правда, под внешним давлением было заключено своеобразное перемирие на месячный срок.

Накануне окончания срока «заморозки» был найден продлевающий ее хрупкий компромисс, и вновь с участием внешних игроков. глава европейской дипломатии Жозеп Боррель написал в Твиттере, что разрешен главный на текущий момент раздражающий вопрос - ЕС получил гарантии от властей Косово по въездным документам для сербов. Сербия, в свою очередь, выразила согласие уступить по теме пересечения границ по документам, выданным Приштиной.

«В рамках диалога при содействии ЕС Сербия согласилась отменить въездные/выездные документы для владельцев косовских удостоверений личности, а Косово согласилось не вводить их для владельцев сербских удостоверений личности. Косовские сербы, как и все другие граждане, смогут свободно путешествовать между Косово и Сербией, используя свои удостоверения личности. ЕС только что получил гарантии от премьер-министра Курти на этот счет», - написал Боррель.

Таким образом, Сербия теперь будет пускать по документам непризнаваемого ей государственного образования, взамен же косовары согласились отменить решение по непризнанию сербских документов, вынуждавшее  живущих в Косово сербов, получать документы в «республике». При этом сербские патриотические активисты называют соглашения ущербными и неравноправными. Например, один из лидеров Народного движения сербов Косово и Метохии «Отечество» Марко Якшич  назвал обманом попытки представить дело так, будто сербы могут использовать на территории Косово сербские документы, удостоверяющие личность. На самом деле, чтобы сербы могли получить номера с обозначением «РКС» («Республика Косово»), они должны иметь ID, которое выдает Приштина, а если они намерены пользоваться своими автомобилями на территории Косово, они должны оформить в Приштине водительские права.

Переговоры по принуждению Белграда и Приштины к компромиссу шли при участии не только европейских, но и американских дипломатов – в частности, заместителя помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Габриэля Эскобара, заявившего в их ходе: «Вещи, о которых мы говорим сейчас, являются на самом деле мелкими проблемами в рамках общей платформы переговоров. Думаю, нам пора забыть нарратив, что Косово — это Сербия, и перейти к нарративу, что Косово и Сербия — это Европа». Но в позициях Вашингтона и ЕС/ «старой» Европы можно проследить разницу мотиваций и устремлений.

США в период администрации Трампа хотели достичь урегулирования между Белградом и Приштиной на плюс-минус компромиссных условиях с взаимными уступками – это называлось «чтобы больно было и тем, и этим». При этом обе стороны должны были оставаться в сфере американского влияния. Правда, уже тогда чувствовались разногласия по данному вопросу между разными вашингтонскими ведомствами. При Байдене, давно известном своей сербофобией, расклад поменялся. Вашингтон по-прежнему желает оставить и сербов, и косоваров под своей пятой. Но конкретные условия соглашения должны теперь представлять собой если не абсолютную игру с нулевой суммой, то явное преобладание сербских уступок. Вдобавок американцам важно принудить к капитуляции конкретно и персонально Вучича, несмотря на общую прозападность и лояльность стремящегося все же сохранить отношения с Россией. Таким образом, продавливание Вучича на уступки Приштине – это одновременно продавливание на полную потерю лица и субъектности, в том числе в отношениях с Москвой.

Европейцы прямо сейчас, в режиме реального времени, лишний раз убеждаются в множестве скрытых и не очень скрытых противоречий между собой и США на примере кризиса вокруг Запорожской АЭС – поощряемые американцами безумные провокации Киева в случае ядерной катастрофы и нового Чернобыля больно ударят как раз по Европе. В случае с Косово дело обстоит аллегорически схожим образом. Европейцам нет нужды особо выкручивать Вучичу руки, во всяком случае, до такой степени, как этого хотят в Вашингтоне. Но еще больше им не нужно полноценной евроинтеграции Косово, чреватой этносоциальным Чернобылем.

Сделанное Олафом Шольцем 29 августа в Праге заявление – «Страны Западных Балкан, Украина, Молдавия и в дальнейшем Грузия должны стать частью ЕС» - звучит красиво. Но более показательно, что в этой же речи он поддержал идею Макрона о создании «Европейского политического сообщества» для взаимодействия со странами, претендующими на вступление в ЕС, но пока не имеющими перспектив вступления. Задержать надолго токсичные активы типа Косово и Украины под своим общим контролем, но в европейском предбаннике – так можно охарактеризовать смысл этой концепции. Соответственно, для европейцев соглашение Белграда и Приштины – достаточное решение для стабилизации обстановки еще на какое-то время. Для американцев – нечто, требующее дальнейшего и как можно более оперативного развития.

Вучичу же, при всей противоречивости этой политической фигуры, можно посочувствовать. Все его попытки спасти хотя бы частичный суверенитет Сербии путем лавирования и уступок приводят лишь к требованию еще больших уступок вплоть до полной капитуляции и отказа от любого лавирования. Что, собственно, лишний раз подтверждает цену и ценность самого суверенитета в нынешних международных условиях. Если ты не в силах за него воевать (необязательно оружием), тебе со значительной долей вероятности придется его отдавать.