
Юрий Веселов, военный обозреватель
Ильхам Алиев 25 ноября сделал крайне резкое заявление в адрес Ирана, обвинив его руководство в нагнетании обстановки на границе и выступлениях, «полных угроз и ненависти в адрес Азербайджана». Азербайджанский лидер выразил возмущение проведенными в последние месяцы двумя крупными военными учениями Корпуса Стражей Исламской революции (КСИР) в приграничной с Азербайджаном и Арменией зонах, в ходе одного из них отрабатывались пуски оперативно-тактических ракет.
В качестве ответной меры Баку был вынужден проводить свои военные учения с привлечением значительных сил и средств, «чтобы продемонстрировать, что мы их не боимся», заявил Ильхам Алиев 25 ноября.
Что касается заявлений с «угрозами и ненавистью», то азербайджанский руководитель мог иметь в виду слова командующего ВМС КСИР Ирана Рамазана Зирахи, назвавшего в октябре Азербайджан «одним из мест в регионе, где враги Исламской Республики получают пристанище».
Следует сразу отметить, что обе стороны в своих обвинениях опираются на факты. Безусловно, маневры, проведенные Ираном вблизи границы с Азербайджаном, отнюдь не являются дружественным шагом и, вполне естественно, Баку вынужден соответствующим образом реагировать на угрозу с юга. Тем более что в последнем конфликте в Нагорном Карабахе и на армяно-азербайджанской границе Тегеран выступил на стороне Еревана.
Надо подчеркнуть, что на маневры КСИР в октябре и ноябре отреагировала и Турция, подтянув значительные силы к азербайджанской границе. Которые, кстати, сосредоточены там и сейчас.
Иран настораживает один из итогов Второй Карабахской войны – проект создания по территории Армении транспортного «Зангезурского коридора» из Азербайджана в Нахичевань и далее в Турцию. Магистраль должна пройти вдоль армяно-иранской границы. Инициатива транспортного разблокирования Армении принадлежит России и предусматривает объединение железнодорожных и автомобильных сообщений между Азербайджаном, Ираном и Турцией через Армению, на территории которой предлагается создать подконтрольный Еревану крупный транспортный узел регионального масштаба.
Практически все стороны, за исключением Армении, высказали принципиальное согласие с проектом. Ереван, несмотря на очевидную экономическую выгоду, уклоняется от принятия окончательного решения, испытывая мощное давление со стороны США и Запада. Они всеми силами стремятся не допустить Иран к участию в данном проекте. Во-вторых, Вашингтон крайне обеспокоен независимой политикой руководства Турции, которая не отвечает интересам коллективного Запада и возможностью налаживания сотрудничества с Ираном.
Именно поэтому Запад стремится поддерживать между вовлеченными в этот экономический проект странами состояние постоянной напряженности и не допустить Россию в качестве генератора идеи. По признанию всех сторон, Москва в регионе продолжает играть ключевую сдерживающую роль в поддержании стабильности и безопасности.
Вместе с тем нелицеприятное высказывание Рамазана Зирахи в адрес руководства Азербайджана также оправданно. Дело в том, что Ильхам Алиев позволил Израилю разместить на территории страны несколько израильских разведывательных пунктов, которые осуществляют слежение за деятельностью вооруженных сил не только Ирана, но и России. В частности, российское командование на практике убедилось в том, что о всех производимых из акватории Каспийского моря пусках крылатых ракет морского базирования «Калибр» становится известно Центральному командованию НАТО в реальном масштабе времени. Это позволяет отслеживать направления полетов ракет и принимать соответствующие действия по их перехвату.
И еще. С большой долей вероятности, обострение риторики азербайджанского президента может быть связано с началом подготовки инициированного Россией экономического проекта «Север-Юг», в который планируется вовлечь, кроме России, Азербайджан и Иран. Идея заключается в создании мощной комплексной наземной и морской магистрали высокой пропускной способности, которая свяжет Европу с Южной Азией из Санкт-Петербурга через Астрахань, Баку, Бендер-Энзели и Бендер-Аббас (Иран) и далее Нава-Шева (Индия).
В настоящее время страны-участницы готовят технические проекты и необходимую документацию. При этом каждая из сторон, что вполне естественно, стремится придать своему участку пути и транспортному узлу наибольшее значение. Поэтому не исключено, что антииранская риторика Ильхама Алиева в первую очередь направлена на удовлетворение внутренней аудитории с целью выторговывания как можно больших дивидендов в предстоящей сделке.
Что касается перспектив возникновения пожара в азербайджано-иранских отношениях, то он маловероятен или даже исключен: Азербайджан и Иран связаны многими экономическими проектами, большими объемами взаимной торговли, а также проживанием в Иране многочисленной и влиятельной колонии азербайджанцев.