Москва
18 мая 2025 / 00:00
Москва
18 мая 2025 / 00:00
Котировки
USD
18/05
97.9241
0.0000
EUR
18/05
104.8872
0.0000
Политика
Армения: испытания для легитимной власти
13 апреля 2004 / 14:47
Еще несколько дней назад конфликт между президентом Армении Рубеном Кочаряном и оппозиционными силами казался скорее бурей в стакане воды, проявлением привычной для Армении митинговой активности.

Сейчас, когда в Ереван введены танки, а власти обвиняют оппозиционеров в подстрекательстве к перевороту и терроризме, так уже не кажется.

Поначалу представлявшуюся скучной армянскую ситуацию начинают сравнивать с грузинской и даже предрекать небольшой кавказской стране гражданскую войну. Впрочем, это чересчур апокалипсический прогноз. Гражданской войны не будет - просто Армения проходит через очередной военный этап своей истории.

За недолгую историю ее новой государственности таких этапов было несколько. И каждый раз окружающему миру и самим армянам, верящим, что они живут в демократической стране, приходилось убеждаться, что политические проблемы решаются не на митингах, не на выборах, не на заседаниях парламента, а в казармах.

Армянская государственность нашего времени зародилась, собственно, не из стремления к независимости собственной страны, а из движения за самостоятельность Карабаха. Поэтому стоит ли удивляться тому, что демократия в этой стране носит ярко выраженный военный оттенок, а президентом является бывший глава НКР, прославившийся в Степанакерте своей жесткостью по отношению к оппонентам?

Первому президенту Армении филологу Левону Тер-Петросяну удавалось какое-то время сохранять иллюзию демократического строительства, выглядящую особо привлекательно на фоне раздираемых государственными переворотами Грузии и Азербайджана. Но как только его власти стала угрожать опасность, как только оказалось, что избиратель больше не доверяет недавнему кумиру, и Тер-Петросян обратился за помощью к силовикам, выведя на улицы танки.

Неожиданно оказалось, что демократическая Армения - блеф, что министр обороны гораздо могущественнее и президента, и большинства избирателей. Трудно сказать, насколько удалось преломить эту тенденцию преемнику Тер-Петросяна, однако доподлинно известно одно: до загадочного расстрела в парламенте Армении в октябре 1999 года премьер-министра этой страны Вазгена Саркисяна и спикера парламента Карена Демирчяна мало кто считал, что Рубен Кочарян является сильным лидером.

Для того чтобы утвердиться у власти, Кочаряну пришлось не только доказывать свою непричастность к смерти вчерашних союзников, но и нейтрализовывать их оставшихся в живых соратников и легитимизировать законную власть. Можно сказать благожелательно: ему это удалось. Можно - недоброжелательно: у власти в Армении демократическим путем утвердилась новая военная хунта. Вероятно, и то, и другое утверждение имеет право на существование.

Теперь наступает новое время испытаний для этой легитимной власти. Если ей удастся удержаться с помощью одной только военной силы - возникнут новые центры влияния, которым необходимо будет вновь строить демократическую декорацию.

По дороге к новому этапу демократизации, кстати, могут потерять президента Кочаряна, но опыт потери Тер-Петросяна демонстрирует, что в армянской политике последнее слово остается не за личностью, а за ее вооруженным окружением.