Москва
18 мая 2025 / 06:34
Москва
18 мая 2025 / 06:34
Котировки
USD
18/05
97.9241
0.0000
EUR
18/05
104.8872
0.0000
21 ноября 2006 / 16:21
На прошедшей неделе Пакистан и Индия провели новые испытания своих баллистических ракет. Учитывая то, какой интерес проявляется в последнее время к приобретению ракетного вооружения этого типа, стоит рассмотреть тенденцию к проведению ракетных испытаний внимательнее.

Несмотря на часто невысокие технические характеристики, ракеты стран "третьего мира" могут стать чрезвычайно эффективным инструментом в возможных конфликтах, особенно в качестве носителя оружия массового уничтожения (ОМУ). Однако возможности подобных систем, даже таких примитивных как "Скад" не исчерпываются только функцией средства доставки ОМУ.

Подлет баллистических ракет большинством систем ПВО не фиксируется. Это обеспечивает внезапность нанесения ударов и невозможность их отражения. Даже при низкой точности в снаряжении обычным взрывчатым веществом баллистическая ракета - мощный фактор воздействия на население противника. Во время Второй мировой войны за семь месяцев применения баллистических ракет Германией по городам Англии и Бельгии было выпущено около 4300 Фау-2. По Англии произведено 1402 пуска, из которых только 1054 (75%) достигли территории Соединенного Королевства, а на Лондон упало всего 517 ракет. Людские потери составили 9277 человек, из них 2754 убитых и 6523 раненых. Ракетное оружие того технического уровня никоим образом не могло изменить ни ход войны в пользу Германии, ни предотвратить краха гитлеровского режима. Однако психологическое воздействие от ракет было огромно, ведь никто не знал когда и куда упадет следующая ракета. Лондон был в ужасе! Правительство эвакуировало из города 250 тысяч матерей с детьми. Более миллиона человек покинули город самостоятельно.

Схожая ситуация сложилась в годы ирако-иранской войны 1980-88 годов. Только в ней уже обе стороны применяли баллистические ракеты для ударов по городам друг друга. В марте-апреле 1988 года использование ракет стало крайне интенсивным, и этот период получил название "война городов". За 52 дня этой войны Иран запустил 77 ракет, из них 61 упала на Багдад. Запускалось до пяти ракет в день. За этот же период Ирак выпустил 183 ракеты, в среднем - по три в день. Всего в ходе войны Ирак произвел запуск 361 ракеты "Скад", а Иран более 100. В той войне ракетные удары причиняли небольшие разрушения, но каждая упавшая боеголовка имела большое психологическое и политическое воздействие. Они падали внезапно, так как об их подлете не было известно, да и сбить их было нечем. Именно ракеты побудили треть жителей Тегерана покинуть город. Можно напомнить что "Скад" это обозначение советского оперативно-тактического ракетного комплекса 9К72 с ракетой Р-17, первая модификация которой была принята на вооружение еще в 1961 году. Это ракетная система с очень низкой точностью. Так во время проведения летных испытаний с 1959 по 1961 годы, 65% ракет имели отклонения по дальности в пределах 1250 метров, и боковые отклонения до 750 метров, при этом в таблицах стрельбы предельные отклонения по дальности составляли вообще 3000 метров и боковые 1800 метров. Полезная нагрузка до 1000 кг. Однако для городов противника это было страшное оружие.

Даже при наличии системы ПРО эффект баллистические ракеты производят большой, и в основном психологический. Так "Скады", а точнее их иракская версия "Аль-Хусейн" с уменьшенным весом боевой части и увеличенными топливными баками, а значит и большей дальностью, прославились в 1991 году в ходе войны в Персидском заливе. По Израилю было применено 39 ракет, от попаданий ракет погибло два и было ранено 208 человек. Столь низкие потери объясняются с одной стороны, своевременным предупреждением гражданского населения о ракетных атаках, но и одновременно являются следствием низкой точности и малой мощности боевой части ракет. В тоже самое время, для иракцев успех результатов от их применения носил в основном психологический характер. Известно, что четверо израильтян скончались от сердечных приступов и семь от неправильного использования противогаза; зарегистрировано также 225 случаев несанкционированного впрыскивания атропина; были повреждены 1302 дома, 6142 квартиры, 23 общественных здания, 200 магазинов и 50 автомобилей – прямой ущерб составил около 250 млн. долларов.

На фоне этого, некоторые эксперты утверждают, что применение рядом государств подобных ракет не имело серьезного военного эффекта, а значит их применение в конвенциальном снаряжении не оправдано по критерию эффект-стоимость. Однако если посмотреть на результаты боевого применения баллистических ракет внимательнее, то видна совершенно иная картина.

Именно благодаря баллистическим ракетам Ирак мог дотянуться да объектов противника, а вот его авиация и артиллерия не могли этого сделать в принципе. Не будем забывать, что Ирак применял устаревшие ракеты с большим временем предстартовой подготовки, относительно низкой скоростью и неотделяемой головной частью, что заметно упрощало противодействие. Но эффект от американской ПРО, несмотря на послевоенную рекламу, был катастрофически низок: ущерб от перехваченной ракеты по масштабам практически не отличался от ущерба нанесенного не перехваченной ракетой. При этом ракетные удары были одиночными и с низкой интенсивностью. Можно добавить еще, что самые большие потери силы антииракской коалиции понесли также от попадания ракеты в казармы в Дахране, когда 28 человек погибло и более 100 человек были ранены.

Таким образом, баллистические ракеты - достаточно дешевое, эффективное и малоуязвимое оружие, а порой и единственное, например, если противник господствует в воздухе. На последнее обстоятельство стоит обратить внимание. Превосходство в сухопутных войсках одной из сторон может быть быстро сведено "на нет" качественным превосходством противника в военно-воздушных силах (ВВС). Причем ВВС, оснащенные современным высокоточным оружием способны решать задачи, которые раньше могли быть решены только ядерным оружием. Традиционные системы ПВО большинства стран рассчитанные на борьбу с пилотируемой авиацией над своей территорией становятся архаикой. Единственным способом нанести определенный ущерб высокотехнологичному противнику в прямом противостоянии является асимметричная стратегия. И баллистические ракеты - важнейший её элемент.

Только баллистические ракеты, обрушившись на города такого противника способны превратить для него красивую войну-телешоу в беготню к бомбоубежищам, мрачный быт беженца и прочие "радости" военного времени. Поэтому, можно предположить, что создавая такую угрозу баллистические ракеты ряда государств, выполняют функцию стратегического сдерживания на региональном уровне. Кроме того, технологии не стоят на месте: дальность, точность, мобильность и разрушительная сила ракетных комплексов увеличиваются. Полным ходом идет переориентация от концепции одиночных ударов по площадным целям к концепции массированных ударов для гарантированного нанесения значительного ущерба и преодоления ПРО. Появление у Ирана баллистических ракет с дальностью до 2000 км и отделяемой головной частью, а по некоторым данным оснащенных системами GPS и преодоления ПРО, превращает их в эффективное средство ведения войны против высокоразвитого агрессора и его союзников.

В дополнение ко всему этому в "третьем мире" уже появились на вооружении очень точные твердотопливные оперативно-тактические ракеты для работы в ближней зоне: северокорейская KN-02 и иранская "Молния" с предельными дальностями 120 и 250 км соответственно. Они способны постоянно находиться в боевой готовности, быстро осуществить запуск ракеты, и, самое важное, способны в зависимости от типа боевой части даже к поражению малоразмерных высокоприоритетных целей, например командных центров.

Баллистические ракеты, в сопряжении с беспилотными и космическими системами сбора информации, которые, пусть пока и низкотехнологичные, уже есть, например, у Ирана, создают недорогой аналог интегрированной разведывательно-ударной боевой системы для бедных. Представляется, что это должно заставить многие горячие головы лишний раз подумать о возможных последствиях маленькой победоносной военной операции.