
Станислав Смагин, политолог
Вряд ли нужно лишний раз говорить о важности истории. И как сферы научно-исследовательской деятельности, и как предмета преподавания, популяризации и публицистики. Там скрыты не только ответы относительно далекого и не очень прошлого. Там можно найти ключи к настоящему и сделать прогнозы на будущее - именно прогнозы, а не просто гадание на кофейной, пороховой или нефтяной гуще.
Однако есть ещё одна важнейшая функция. Это формирование национально-гражданского самосознания, личного и коллективного. Благодаря истории человек осознаёт место, роль и особенности своей страны и лично себя, понимает её ошибки и достижения, её менталитет, опять-таки, лучше понимает, почему сейчас вокруг всё происходит так, а не иначе
И если для ребенка, подростка, школьника преподавание истории и рассказы о ней служат функцией постройки фундамента личности, то для человека молодого это не одна лишь "достройка здания". Это "приданое ", с которым он придёт в построенную уже им лично семью, в свое дружеское, рабочее и каждодневное окружение. С которым он будет идти по жизни и которое, в зависимости от активности и рода деятельности, будет влиять на определенное количество других. А, говоря очень упрощённо, сумма всех этих людей и есть общество, равно как и гражданин производное от общества. Причём сумма больше, чем простое сложение частей.
Поэтому особый интерес вызывает новая Концепция преподавания истории в вузах, где готовят не собственно историков, а специалистов других направлений. Философски, да и практически говоря, в нашей бурной реальности без правильного и разумного взгляда на её корни никуда. Тем паче это важно тому, кто уже становится на ноги, но ещё до конца не встал. Важно ему лично и всей стране.
Концепция (курс, программа - можно подобрать подходящее название) стала уже предметом оживлённых дискуссий. Отмечу пару теоретических и прикладных, практико-технологических моментов, связанных с ней. Первый - особое место, занимаемое событиями не только бурного для всего мира и нашей страны ХХ века, но и нынешнего, XXI-го. Речь, в частности, о цветных революциях на постсоветском пространстве, киевских майданах, возвращении Крыма в родную русскую гавань, предпосылках СВО и, наконец, самой спецоперации.
Изучение бурных треволнений сегодняшних дней важно не только с той точки зрения, что они уже реально стали историей, ещё не подойдя к логическому завершению. Оно важно именно в концептуальной связи с событиями давнего и недавнего прошлого. Сложно полностью понять СВО и вообще политику на украинском направлении без контекста не только киевских майданов, но и хрущевской передачи Крыма УССР, присоединения к СССР Западной Украины в 1939, включения в состав УССР Донбасса парой десятилетий ранее. В свою очередь, дойдя до соответствующих параграфов, при условии их качественного наполнения и подачи, студент сам волей-неволей начинает протягивать причинно-следственные цепочки в сегодняшний день.
Это одна из глубоких задач конкретной концепции и подачи истории в целом. Человек должен понимать, что, перефразируя известные строчки о революции, есть у истории начало, но нет у истории конца. Прошлое, настоящее и будущее - единый процесс, где одно неотделимо от другого и всё взаимообусловлено. А вот оптика и угол взгляда на этот непрерывный процесс могут быть очень разными, и важно, чтобы они не были чуждыми и враждебными России, преследующими идеологически русофобские, а не объективно научные цели.
Технологически же весьма важно, что краеугольным камнем новой концепции является визуальная подача материала - аудио, видео, иллюстративная. Современному человеку, тем более молодому, для правильного усвоения материала без этого не обойтись. Дело за малым - чтобы правильный подход к преподаванию и его правильная подача были ещё и правильно, качественно исполнены.
За реализацией новой концепции ещё предстоит понаблюдать, и её результаты мы увидим в будущем, том самом, которое неразрывно связано с прошлым. Собственно, результат и будет частным случаем доказательства самой концепции. Осталось высказать надежду, чтобы правильный в своей базе подход был в гармонии с преподаванием других общественно-гуманитарных дисциплин и вообще российскими реалиями, и не только научно-педагогическими.