
Юрий Веселов, военный обозреватель
«Налет Израиля на Баальбек не останется без ответа. Силы сопротивления изберут наилучший способ, как умерить агрессивный пыл Израиля», - заявил депутат парламента Ливана от шиитской организации «Хизбалла» Хасан Фадлалла.
26 февраля авиация еврейского государства нанесла серию ракетных ударов по одному из учебных центров «Хизбаллы» в районе деревни Телль-Сафия западнее города Баальбек на севере Ливана. Другой удар пришелся по складу боеприпасов в районе поселка Будая. По оценкам местных наблюдателей, это стало местью Израиля за сбитый накануне израильский беспилотный разведывательный аппарат типа «Hermez 450» в районе Иклим ат-Туфах в долине Бекаа.
И ответ ливанских шиитов не заставил себя долго ждать: «Хизбалла» обстреляла 60 реактивными снарядами одну из казарм израильской армии на севере страны. По сообщению ливанского телеканала «Al-Hadas», среди израильтян есть погибшие и раненые.
Судя по последним событиям, народное ополчение Ливана не намерено снижать активность вооруженной борьбы с Израилем, несмотря на сделанное недавно обращение руководства Ирана не допускать военной эскалации с южным соседом. С обращением к национальным силам исламского сопротивления выступил в начале февраля Верховный лидер Ирана Али Акбар Хаменеи после мощных ударов авиации США по военным объектам Корпуса Стражей Исламской революции (КСИР) и штабам проиранских милицейских формирований в Ираке и Сирии. Атакам подверглись 85 целей с задействованием 125 высокоточных боеприпасов.
Американские удары были нанесены в ответ на массированный налет боевиков «Исламского сопротивления Ирака» на базу Пентагона Ат-Танф на стыке границы Сирии, Ирака и Иордании 28 января и гибель трех американских военных.
Именно в начале февраля после удара по американской военной базе военно-политическая обстановка в регионе имела тенденцию к резкому обострению. Ряд влиятельных американских политиков обвинили Иран в руководстве и оказании военной помощи отрядам исламского сопротивления и потребовали от Джо Байдена провести вооруженную акцию устрашения против Тегерана. В Иране серьезно восприняли сложившуюся ситуацию. Тем более что премьер-министр Ирака Мохаммед Шиа ас-Судани обратился к Тегерану с настоятельной просьбой не использовать территорию его страны для проведения нападений на американские военные и другие объекты.
В этой связи новый руководитель иранскими силами специальных операций КСИР Исмаил Каани, курирующий деятельность проиранских милицейских формирований на Ближнем Востоке, провел несколько совещаний с полевыми командирами с разъяснением позиции иранского руководства. Сначала не все военные деятели согласились с требованием иранского военачальника, но после подключения к «диалогу» влиятельных духовных лиц Ирана вопрос был решен: в первой половине февраля 2024 года вооруженные нападения на американцев в Ираке были полностью прекращены.
Что касается Сирии, то здесь интенсивность нападений на объекты Пентагона резки снизилась. Отмечаются отдельные случаи обстрелов американской базы в районе нефтяного месторождения Аль-Омар.
Большинство военных наблюдателей сходятся в мнении о том, что ни США, ни Иран в настоящее время не заинтересованы в обострении отношений, которые могли бы привести к крупному региональному вооруженному конфликту с непредсказуемыми последствиями. Иран пока не готов к одновременному противостоянию с США, Израилем и НАТО. Кроме того, Тегеран удерживается от резких мер Москвой, которая заинтересована в сохранении стабильности в Иране и получении от него отдельных образцов оружейных изделий.
В свою очередь, и Израиль, несмотря на воинствующую антиперсидскую риторику, также не готов к нанесению эффективных ударов по территории Ирана.
В этих условиях иранское военно-политическое руководство решило не препятствовать военной активности ливанской организации «Хизбалла» и хуситской группировки Северного Йемена «Ансар Алла» и намерено сохранить поставки им военного имущества, в том числе высокотехнологичного.
Вместе с тем в Тегеране четко осознают, что только нанесение чувствительных для Вашингтона потерь в личном составе и военной технике, вынудит Пентагон принять решение о выводе своих военнослужащих из Сирии и Ирака.