
Владимир Блинков, экономический обозреватель
Протесты фермеров стали одним из самых значимых событий в Европе в последние месяцы. Отмечу фермеры и раньше периодически протестовали, но тогда речь шла о локальных недовольствах. Теперь же протесты захлестнули весь Евросоюз. Вызваны они тем, что за время украинского конфликта европейские чиновники нарушили два базовых принципа регулирования развития сельского хозяйства в ЕС. Первый из них – субсидирование сельского хозяйства, чтобы фермеры не разорялись и могли при высокой себестоимости продукции продавать её по приемлемым для населения ценам. Второй - сельхозпродукция внешних стран, пытающаяся попасть на европейские рынки, облагается заградительными пошлинами.
Нынешнее протестное движение зародилось в Восточной Европе. В начале 2022 г., после начала конфликта на Украине, Евросоюз отменил квоты и пошлины на поставки украинской продукции в качестве элемента ее поддержки. И она хлынула на рынки восточноевропейских соседей. Первыми против созданной еврочиновниками ситуации начали выступать польские фермеры, которые в течение нескольких месяцев проводили забастовки. В итоге, польское правительство с 15 апреля 2023 г. ввело запрет как на импорт, так и на транзит украинской агропродукции. Вслед за Польшей временный запрет на ввоз сельхозпродукции с Украины ввели Венгрия, Словакия, Болгария и Румыния.
В конце концов Еврокомиссия вынуждена была согласиться на введение запрета на импорт в восточноевропейские страны. Однако в сентябре 2023 г. эмбарго сняли, что спровоцировало новый конфликт восточноевропейских республик с Брюсселем и новую волну недовольства фермеров. Причем в последнее время наблюдаются все более масштабные акции на уровне всего региона, в ходе которых организованно протестуют фермеры многих стран Центральной и Восточной Европы.
В конце 2023 г. началась новая фаза протестов – в Западной и Южной Европе, которым дешевая украинская продукция, казалось бы, доставляет куда меньше хлопот. И действительно здесь проблемы иные – они вызваны ситуацией с субсидированием отрасли. После отказа от российских энергоносителей Европа столкнулась с беспрецедентным энергетическим кризисом - цены на газ, электроэнергию, топливо и удобрения выросли в разы. Покупательная способность населения снизилась, издержки производства фермерских хозяйств выросли, а рентабельность резко упала. В то же время субсидии сократились из-за экономического кризиса, вызванного антироссийскими санкциями.
Так, в ФРГ непосредственной причиной протестов, которые начались в декабре 2023-го, стал отказ германского правительства от субсидий для фермеров на сумму 2,5 млрд евро. Из-за запрета суда использовать особые права на дополнительные бюджетные заимствования в федеральном бюджете на 2024 г. образовалась дыра размером 17 млрд евро. Вот правительство и решило «заделать» часть ее за счет фермерских субсидий. Но намерение властей лишить их скидок на дизельное топливо и сократить льготы на покупку сельхозтехники вызвало взрыв недовольства фермеров.
Во Франции поводом протестов также стало намерение правительства ограничить субсидии (во Франции они самые большие - около 9 млрд евро в год). Дополнительное «раздражение» вызвала и попытка чиновников ограничить цены на продовольствие. Еще в августе министр финансов Брюно Ле Мэр «надавил» на торговые сети с требованием не допускать продовольственной инфляции, достигшей в стране около 13% (во Франции продуктовые ценники могут корректироваться только раз в год). Кроме того, проявилось и недовольство по поводу ввоза продукции с Украины.
Акции протеста охватили и множество испанских регионов. Испанцы не только выдвигают традиционные требования вроде улучшения условий труда, дебюрократизации, установления справедливых цен на продукцию и сохранения скидок на дизтопливо, но также требуют увеличения помощи по причине серьезной засухи.
Не добавляет настроения фермерам и «помешательство» еврочиновников на экологичном сельском хозяйстве. В 2021–2027 гг. планируется израсходовать 387 млрд евро на выплаты фермерам и поддержку развития сельских территорий. Но, согласно новым правилам, которые начали применяться с 2023 г., финансирование с интенсивных методов ведения сельского хозяйства переводится на меры по защите природы и сокращению выбросов парниковых газов. Последнее предполагает, что премии будут выплачиваться фермерам, которые используют более экологичные методы ведения хозяйства (20% в 2023–2024 гг. и до 25% в 2025–2027 гг.). Еще около 10% средств пойдет мелким фермерам, но все выплаты также будут привязаны к соблюдению экологических правил. В итоге, фермеры разоряются, число ферм в Европе сокращается на 1% ежегодно.
Конечно, сельское хозяйство - не главная отрасль экономики ЕС, земледелием занято менее 5% рабочей силы, на долю фермерства приходится всего 1,4% ВВП. Но акции фермеров могут сильно повлиять на общественные настроения, и, как следствие, на результаты общеевропейских выборов, которые пройдут этим летом. Дискуссий на тему «Что же делать?» в ЕС сейчас много. Но на увеличение дотаций - на чем настаивают фермеры, денег нет, а вот 50 млрд евро для Украины нашлось.
Пока предпринимаются тактические шаги, чтобы сбить протесты. Так Урсула фон дер Ляйен объявила, что не будет выносить на рассмотрение заявленную ранее инициативу по снижению использования на территории ЕС пестицидов на 50% к 2030 г. Кроме того, 13 февраля Еврокомиссия продлила мораторий на обязательное соблюдение ряда экологических норм, например, выделение части пахотных земель «под пар» (эти правила были заморожены в 2023 г. на фоне рыночных потрясений, вызванных событиями на Украине).
Власти Германии 4 января согласились на поэтапное, а не единоразовое сокращение субсидий. Чуть позднее, 26 января премьер-министр Франции Габриэль Атталь анонсировал меры, призванные «упростить жизнь фермерам и дать им возможность дышать свободно» и заявил об отказе от планов по моментальной отмене субсидий на топливо. Кроме того, продовольственные магазины согласились поднять цены в 2024 г. на 10%. Власти Испании в начале февраля объявили о выделении аграриям государственной помощи на сумму почти 269 млн евро «для компенсации трудностей из-за засухи и последствий войны на Украине».
Но этого аграриям показалось мало. Фермеры продолжают активно блокировать автотрассы, к забастовке в ряде стран подключились и грузоперевозчики.К тому же ключевые цели еврочиновников остаются неизменными. В их основе – антироссийские санкции и масштабный план в сфере экологии, в соответствии с которым к 2050 г. Европа должна стать первым углероднонейтральным континентом. А как добиться этих целей и не разорить фермеров в условиях реализации стратегии «Не дать России победить» - это вопрос, на который пока нет ответа.