
Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
Расширенные Западом 23 февраля санкции в отношении России продолжают активно обсуждаться. Российские власти продолжают убеждать, что санкции им не страшны. Президент России Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию отметил, что в прошлом году экономика страны росла темпами выше мировой. А его пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил, что в новых санкциях, принятых накануне второй годовщины СВО, «нет ничего принципиально нового», и упомянул так называемый «эффект бумеранга».
Наиболее серьезные западные санкции против России уже введены, и усиление давления на национальную экономику не сможет сместить ее с траектории роста. Это заключили эксперты Института прикладных экономических исследований РАНХиГС в статье «Высокие риски и слабые темпы роста экономики: макропрогноз для России на среднесрочную перспективу», опубликованной в журнале «Вопросы экономики».
Есть и международная реакция на санкции Запада. Скажем, власти КНР раскритиковали введенные 23 февраля санкции США в отношении России: китайское Министерство коммерции сочло новые ограничения «угрозой безопасности глобальных цепочек поставок».
Причем критикуют рестрикции уже и некоторые союзники США. Они считают вторичные санкции, под которые подпадают сотрудничающие с Россией компании, превышением полномочий Вашингтона.
Даже Вашингтон публично признает резистентность РФ к санкциям. Помощник главы Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан в интервью телеканалу Fox News сообщил, что российская экономика остается устойчивой, несмотря на санкции. При этом он добавил, что США и Европе необходимо и дальше оказывать санкционное давление, ограничивая возможности России.
В свою очередь Bloomberg подсчитало, что нефтегазовые доходы России в феврале этого года выросли более чем на 80% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысили $10 млрд благодаря росту цен на нефть. И это демонстрирует устойчивость к санкциям, подчеркивает агентство.
Тем временем Минфин РФ сообщил, что нефтегазовые доходы федерального бюджета в феврале 2024 года выросли на 40% месяц к месяцу и составили 945,6 млрд рублей. В январе нефтегазовые доходы составляли 675,2 млрд рублей. Это заметный рывок. При том, что мировые цены на нефть выросли не слишком сильно. Здесь справедливо учесть лепту фискальной новации: в ноябре 2023 года в главу Налогового кодекса об НДПИ была внесена поправка о том, что в январе 2024 года будет действовать повышенная ставка налога на добычу нефти.
Пока ценовая конъюнктура благоволит национальным экспортерам и казне. Но санкции Запада в адрес ТЭК РФ могут начать сильнее влиять на объемы экспорта из-за постоянного расширения. Это весьма серьезная проблема властей и отрасли. И сигналы тревоги стали поступать чаще.
Так, в марте СМИ сообщили о новой проблеме с экспортом российской нефти – на этот раз в фокусе внимания турецкое направление. Компания Global Terminal Services (GTS), управляющая турецким нефтяным терминалом Dortyol, сообщила, что терминал больше не будет принимать российскую нефть на фоне западных санкций в отношении России.
В заявлении компании отмечается, что все предыдущие операции соответствовали санкционному режиму, в том числе ценовому пределу, установленному странами G7. Решение о приостановке операций с российскими нефтепродуктами в GTS назвали дополнительной мерой к новым санкционным ограничениям. Российские грузы, заявленные до введения запрета в конце февраля, будут приниматься терминалом, уточнили в компании.
Еще один профильный кейс от Reuters: десятки перевозящих российскую нефть танкеров перестали ходить под флагами Либерии и Маршалловых островов на фоне ужесточения контроля за соблюдением санкций со стороны США. Об этом сообщило агентство со ссылкой на данные судоходства и интервью с представителями промышленности и властей страны.
По-прежнему не все гладко и на индийском направлении: крупнейшая государственная нефтеперерабатывающая компания страны Indian Oil, скорее всего, сократит объем нефти, получаемой из РФ в рамках так называемых срочных поставок; а Bharat Petroleum и Hindustan Petroleum решили не брать на себя твердых обязательств по покупке законтрактованной нефти в следующем финансовом году. Об этом сообщило Bloomberg со ссылкой на информированные источники.
Есть малоприятная новость и из Европы – Болгария 1 марта прекращает импорт российской нефти, таким образом досрочно отказываясь от действующего для нее до конца 2024 года освобождения от запрета на ввоз этого энергоресурса из РФ. ЛУКОЙЛ – владелец НПЗ в Бургасе – рассматривает различные сценарии адаптации, в том числе продажу актива с привлечением международных консультантов. Давно известно, что ЛУКОЙЛ ищет покупателей перерабатывающих мощностей в Бургасе.
Очевидно, что санкции Запада становятся все более серьезной проблемой для российских экспортеров. Ответом Москвы на февральский «санкционный пул» станут, видимо, дополнительные дисконты, а также большая маскировка танкеров, их маршрутов и точек назначения.