Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган признал, что правящая Партия справедливости и развития (ПСР), которую он возглавляет, не смогла добиться желаемых результатов на прошедших 31 марта муниципальных выборах в республике.
"Спустя девять месяцев после нашей победы на [всеобщих и президентских] выборах в мае 2023 года, к сожалению, мы не смогли получить на муниципальных выборах тот результат, которого хотели и на который надеялись, - сказал он, выступая в Анкаре. - Итоги будут проанализированы, мы сделаем это самокритично и объективно". Эрдоган назвал выборы достойными демократии. "Народ через урны для голосования передал нам свое послание, свою волю и предупреждения", - отметил президент республики.
По последним данным государственного телеканала TRT, который уполномочен оглашать итоги голосования, обработали 91,34% протоколов с избирательных участков. Основная оппозиционная Народно-республиканская партия получает на муниципальных выборах 37,35% голосов, правящая ПСР - 35,75%. Оппозиция впервые за последние десятилетия одержала победу во всех крупных городах республики, в том числе в Адане, Анкаре, Анталье, Бурсе, Измире, Стамбуле. Телеканал "Сёзджу" назвал поражение правящей партии на выборах сокрушительным.
Востоковед-турколог Станислав Тарасов, комментируя итоги выборов, отмечает, что «прошедшие выборы в Турции очень специфичны, и они почти на 100% были ориентированы на проблемы внутренней экономики. Поэтому такие результаты говорят о том, что Эрдогану не удалось обуздать инфляцию, несмотря на то, что он проводил перестановки в Правительстве, в экономическом блоке, в ЦБ. В тоже время проблемы внешней политики не фигурировали на выборах, это не тема для муниципального уровня. Поэтому сейчас возникла ситуация, когда Эрдоган может совершить маневр, и, признав поражение на выборах, пойти на создание коалиционного Правительства с представителями тех оппозиционных партий, которые победили на этих выборах. В этом случае он может расколоть оппозицию на несколько частей. Это обычный прием турецких политтехнологов, и он всегда проходил. К тому же Эрдоган понимает, что правящая партия нуждается в реформировании, и она отработала свой ресурс. Он из нее выжал максимум что мог и сохранил свой пост президента до 2028 года. Поэтому в случае, если он сумеет удачно сформировать коалицию, он может даже продлить сроки президентских выборов. Не случайно сейчас в недрах его партии дискутируется вопрос о досрочных парламентских и даже президентских выборах».
По словам эксперта, «Эрдоган до 2028 года сохраняет свой пост, но учитывая его возраст, конечно, он готовит операцию под названием «преемник». Кто это может быть? Это без всякого сомнения лицо из ближайшего окружения и лицо, которому Эрдоган может полностью доверять, в лояльности которого он не сомневается. Такой фигурой мне представляется бывший глава разведки и а ныне министр иностранных дел Турции Хакан Фидан. Но не надо забывать, что Эрдоган - это сильная личность, а сильная личность очень редко держит в своем присутствии другую сильную личность. Ему больше нужны технократы. Поэтому пока ничего нельзя сказать, что будет дальше, Турция в этом плане сложно предсказуемая страна».