
Юрий Веселов, военный обозреватель
В печати и Сети масса блогеров и разных аналитиков выдвигает множество предположений ответа Ирана на очередную агрессию Израиля в Сирии, в результате которой полностью уничтожено здание иранского консульства в Дамаске с гибелью семерых военных КСИР, среди которых два генерала.
Можно не сомневаться, Тегеран подготовит и осуществит достойный ответ Тель-Авиву. Об этом руководителей еврейского государства предупредили президент Эбрахим Раиси, министр иностранных дел Хосейн Абдолахиян, а также редко выступающий в эфире Верховный Лидер страны аятолла Али Хаменеи. Иран не спешит с ответом, но первым, кому выразил протест и предупреждение, были США.
Американцы поспешили отказаться от какой-либо причастности к диверсионно-террористическому акту израильтян, заявив о том, что якобы были осведомлены о взлете звена истребителей, и ничего более… Понятно, Вашингтону сейчас не с руки ссориться с Ираном и арабским миром, на удивление единодушно резко осудившим ракетный удар по зданию дипломатической миссии в Сирии. Англосаксы, с одной стороны, опасаются дальнейшего осложнения отношений с арабами, с другой – сохранить стратегический союз с евреями и управляемый хаос в регионе, при этом удерживая обе стороны от действий, которые могут привести к перерастанию ближневосточного конфликта в мировую войну.
То, что Израиль с его нынешним руководством провоцирует Иран к развязыванию войны, очевидно. Беньямину Нетаньяху с целью сохранения себя родного у кормушки власти и ухода от судебного разбирательства чрезвычайно выгодно превратить нынешнее палестино-израильское противостояние в региональный конфликт с прямым вовлечением в него Ирана, Ливана и Сирии, а также США и НАТО на своей стороне. Готов ли Иран в настоящее время эффективно противостоять вражеской агрессии?
Сейчас, пожалуй, нет.
Слабым звеном в стратегической обороне государства может стать отсутствие современных самолетов боевой авиации. В настоящее время на вооружении национальных ВВС находится авиационная техника, произведенная во второй половине прошлого века. (Не будем уточнять типы и страны-производители самолетов). Сейчас осуществляется перевооружение данного вида вооруженных сил Ирана, однако этот процесс займет длительный период.
Далее. Неизвестно, какими современными средствами ПВО располагает Иран. По заявлениям иранских военачальников, иранцы достигли значительных успехов в производстве зенитно-ракетного оружия. Но оно пока нигде «не засветилось». В том числе в Сирии, где для прикрытия с воздуха в том числе и проиранских милиций используются только сирийские, но никак не иранские средства ПВО.
Самым разумным, мощным и неожиданным для Израиля и США ответом Ирана в сложившейся ситуации будет подписание готовящегося всеобъемлющего соглашения о стратегическом сотрудничестве, в котором будет предусмотрено положение о совместной защите каждой из сторон в случае военной агрессии против одной из стран-подписантов. Именно данное соглашение отрезвит поползновения врагов Ирана и России от любых попыток испытать на прочность их взаимную обороноспособность.
И далее. Ирану сейчас крайне невыгодна война. Судя по отрывочным сообщениям в западных средствах массовой информации, персы очень близко подошли к завершению научно-исследовательских работ по созданию собственного ядерного оружия. Наличие у Ирана «атомной дубинки» станет мощным средством сдерживания агрессивных устремлений Израиля и США.
Скорее всего, военно-политическое руководство ИРИ для ответа Израилю использует лояльные персам прокси-формирования в Ливане, Ираке, Сирии и Йемене. Только внесет некоторые изменения в тактике действий и оснащении их более качественным оружием. Этого будет вполне достаточно.
А вот предположения о том, что Иран развернет массированные атаки на зарубежные израильские дипломатические представительства, выглядят провокационно: Беньямину Нетаньяху в сложившейся ситуации чрезвычайно выгодно обвинить иранский режим в террористической деятельности.
Проявляемая сдержанность иранского руководства является свидетельством прагматического и взвешенного подхода к положению страны и ее союзников в регионе.