
Юрий Веселов, военный обозреватель
Предысторию обострения конфликта между этими государствами мы знаем: удар стал возмездием за гибель 2 апреля двух высокопоставленных генералов и семи офицеров Корпуса Стражей исламской революции (КСИР) в результате израильского ракетного обстрела консульства Ирана в Дамаске.
По сообщению американского издания The New York Times, Тегеран выпустил 185 беспилотных летательных аппаратов, 36 крылатых и 110 баллистических ракет класса «земля-земля». По сведениям источников, изделия в основном запускались преимущественно с иранской территории. Также фиксировались пуски из Ирака и Йемена.
Иранские информационные агентства IRNA и Tasnim со ссылкой на источники в командовании КСИР сообщают, что беспилотники и ракеты были нацелены исключительно на военные объекты израильтян и, что подавляющее большинство целей поражены.
В свою очередь, представители командования ВС Израиля опровергает заявления иранцев и утверждает об уничтожении 99% иранских ударных средств. И это похоже на правду.
Даже по данным открытых источников, Израиль серьезно подготовился к воздушному нападению. Во-первых, израильтянам удалось, благодаря данным космической разведки США, получить точную информацию о начале иранского налета, вскрыть тактику применения ударных средств, в том числе с территории Ирака и Йемена. Таким образом, израильское командование и его американский союзник с самого начала воздушной операции располагали полной картиной складывающейся обстановки.
Второе. Израильтяне буквально накануне сформировали эшелонированную противовоздушную оборону, рассредоточив на всякий случай все имеющиеся средства ПВО и ПРО с целью вывода их из-под ударов. Была грамотно проведена передислокация боевой авиации, которую сосредоточили на наиболее крупных авиабазах, обеспечив их гарантированно мощным прикрытием зенитных средств. По собственному признанию израильтян, одна из ракет все же долетела до авиабазы Рамат-Давид в пустыне Негев на юге страны, но не причинила значительного ущерба. Об отсутствии успеха операции против Израиля свидетельствуют его потери: по официальным данным израильтян, легкое ранение получил один человек и 31 пострадал от нервных срывов.
В-третьих, Израиль прикрывали зенитно-ракетные средства боевых кораблей ВМС США в Красном море, а также средства ПВО соседней Иордании, выступившей накануне иранской операции с запретом на пролет БПЛА и ракет Ирана. Следует учесть и то, что на территории данной арабской страны дислоцируется американская авиация со своими средствами ПВО и ПРО.
Однако это не является главным. Создается впечатление, что ракетно-воздушный удар Ирана носил чисто демонстрационный характер, и основной противник в лице Пентагона был уведомлен о дате и времени начала пусков ударных средств по Израилю. Подтверждением данной гипотезы может служить исключительно низкая эффективность нападения, в котором использовался целый комплекс оружия, а также очевидная готовность Израиля по его уничтожению еще до подлета к целям. Другим фактором в пользу предположения является не участие ливанского союзника Ирана – военно-политической организации «Хизбалла» в ударах по Израилю. Пуски реактивных снарядов ливанских шиитов каждый раз приводили к чувствительным для израильской армии потерям.
В Израиле расценивают нападение Ирана как шаг, направленный на уничтожение государства и его народа. Премьер Нетаньяху потребовал от израильского представителя в ООН инициировать созыв чрезвычайного заседания Совета Безопасности уже 14 апреля с тем, чтобы обвинить Иран в очередном акте терроризма.
В Евросоюзе также истерика. «ЕС решительно осуждает неприемлемую атаку Ирана против Израиля. Это беспрецедентная эскалация и серьезная угроза региональной безопасности», - написал в социальных сетях глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.
И все же из всякого отрицательного результата необходимо извлекать положительные итоги. Они есть.
Иран провел масштабную проверку систем ПВО и ПРО противника и убедился в ее эффективности. Хотелось, чтобы персы учли опыт израильтян и грамотно выстроили национальную защиту от врага.
Ракетная атака продемонстрировала наличие у Ирана достаточных средств для «обесточивания» израильского «Железного купола» в случае более массированного налета на еврейское государство. С большой долей уверенности можно утверждать, что КСИР не применял в групповом ударе гиперзвуковых ракет. В этом случае израильтяне понесли бы значительные потери.
Иран продемонстрировал отсутствие намерений стать инициатором большой войны на Ближнем и Среднем Востоке в силу различных причин, о которых обещаем рассказать в будущих материалах. Но можно утверждать, что вооруженная конфронтация между Израилем и Ираном в обозримой перспективе сохранится, так как Тель-Авив, если не будет остановлен жесткими решениями ООН и других влиятельных государств, продолжит стремление к развязыванию полномасштабной войны в регионе с вовлечением в нее широкого спектра участников.